День первый/ 30 мая 2014г.
День пути/ дата
|
День первый/ 30 мая 2014г.
|
Участок пути
|
пос. Межевой — Кургазакский лог
|
Метеоусловия
|
Облачно, без осадков, t (14.00) — + 21°C
|
Общее ходовое время (на воде)
|
3 ч 10 мин
|
Протяженность
|
11 км
|
Посещенные экскурсионные объекты
|
Тоннель реки Каменка, скалы заБарсучьим логом (Барсучий пещерный комплекс), Малые притесы
|
Определяющие препятствия на участке
|
Автомобильный мост в пос. Межевой
|
В 7.30 утра был организован сбор участников сплава в ЦДЮТиЭ «Космос». Выехали 8.30. В п. Межевой прибыли в 13.30. Остановились на правом берегу реки Ай около автомобильного моста (Фото 1). Это одна из удобных площадок для стапеля. Второй вариант стапеля – на Блиновском повороте – это излучина реки на въезде в Новую Пристань. Там тоже большая удобная площадка.
В 300 м от моста, в поселке Новая Пристань несколько магазинов, придорожное кафе. На левом берегу около моста находится мемориал павшим в годы Великой отечественной войны жителям поселка. Из интересных объектов нужно отметить шахтные печи из красного кирпича, которые использовались для получения извести. Они расположены слева от дороги на въезде в Новую Пристань. (О краеведческих объектах, помеченных жирным шрифтом, более подробную информацию можно найти в главе 3).
Отправив одного заместителя руководителя в придорожный магазин ставить печать в маршрутном листе, начали собирать катамараны и готовить обед.
В 15.45 отправились в путь. Река достаточно полноводная, легко прошли мимо опор нового и старого мостов. С правой стороны начались высокие Цепиловские (Черепановские) скалы (Фото 2). На реке Ай скалы называют притесами. Это очень примечательный факт. Например, на реке Чусовой скалы зовут бойцами, на Юрюзани – гребнями.
Цепиловскими притесы были названы по небольшому дачному поселению — Цепиловскому хутору, который стоит рядом со скалами, а Черепановскими - по Черепановской горе. Оба названия взяты от фамилий местных жителей.
Река в районе плесов широкая, течение слабое. Ближе к Блиновскому повороту, появляется течение, катамараны ускоряются на небольших перекатах и снова спокойно идут по реке. По левому борту вновь начинаются притесы. Называются они Парамоновскими. Вдоль скал проходит автомобильная дорога.
Во время движения прижимаемся ближе к левому берегу, чтобы не пропустить интересный объект – искусственный тоннель реки Каменка (Фото 3). Оставили катамараны и сходили на экскурсию к порталу тоннеля. Это замечательный пример того, как неравнодушные люди из обычного канала могут сделать красивый объект. Изначально это был обычный гидротехнический тоннель р. Каменка. Он был пробит в конце 60-х годов для отведения воды от бокситных шахт. В начале 21-го века был облагорожен и стал представлять определенный интерес.
Вся команда на стапеле у автомобильного моста через р. Ай в пос. Межевой.
Цепиловские (Черепановские) притесы
Тоннель реки Каменка.
На обзор р. Каменки затратили около 30 минут и двинулись дальше. Слева и справа тянутся красивые дома и дачи. Через примерно 500 м после устья р. Каменки встречаются несколько островов. Их лучше пройти по главной протоке, оставляя острова с правой стороны.
Как только закончился поселок Межевой и сады «Горняк-2», с правой стороны увидели интересное местечко. Исходя из той информации, что мы нашли в библиотеке, место около скал называется Барсучий лог. Назван по многочисленным барсучьим норам - месту обитания барсуков, использующих для своего жилища малые пещеры, гроты и известняковые трещины. За логом начинается километровая известняковая гряда. На одной из скал около большой трещины прибита табличка в честь саткинского альпиниста Андрее Сухове, погибшем при спуске с одной из высочайших вершин Советского Союза – пика Хан-Тенгри.
Челябинский спелеолог Юрин В.И. дал название местным пещерам и гротам – Барсучий пещерный комплекс. В этих же скалах находится писаница Айская группа. Долго искали ее, но не нашли. Как оказалось, краеведы перепутали ориентиры. Писаница находится в конце гряды, ниже по течению.
После скал на правом берегу открывается поляна, на которой можно остановиться на ночлег. Здесь есть и дрова, и вода.
Через несколько сот метров река поворачивает налево. На повороте находится Майская поляна. Это место – традиционная стоянка коммерческих групп. Мы проходим мимо поляны. До Кургазакского лога остается меньше 1,5км. Лучший ориентир для нахождения лога – остров. Как только вы увидели остров, нужно прижиматься к нему. Сразу за островом – большие стоянки, удобное место для чалки. В малую воду обходить остров нужно только с правой стороны!
Минус стоянки на Кургазакском логе – замусоренность территории и многолюдность. Но в начале лета отдыхающих еще мало и мы были на поляне одни. С дровами здесь хорошо – нужно подняться повыше по склону, где много сгоревшего несколько лет назад молодого соснового леса.
С водой проблем нет. В 70 м выше от места причала катамаранов (в сторону Майской поляны) на берегу реки есть выходы родничков.
Скалы правого берега реки Ай за Барсучим логом (Вид на скалы с катамарана, находящегося ниже по течению). В этих скалах писаница Айская группа.
Вечером посетили Малые притесы. Подъем на Притесы по дороге мимо Кургазакской пещеры, спуск в которую запланирован нами на следующий день. Прошли около 200 метров и по березовому лесу поднялись наверх. По дороге вдоль поля вышли к смотровым площадкам. Здесь открывается очень красивый вид на всю долину реки. Когда находишься на берегу у реки, трудно представить, что там, наверху, за скалами лежит равнина, раскинулись бескрайние поля, по дорогам мчат машины.
Из литературы известно, что рядом с Кеургазакским логом находятся заброшенные шахты, а также ряд интересных пещер: Шахта-30, Каменка, Надежда и Сухокаменская.
Посещение руин бокситных шахт и пещер мы оставили на следующий год, когда будет проведена более продолжительная экспедиция по реке Ай.