остров Сахалин /
 

Сахалин. Остров Карафуто или Путешествие по краю земли

8 - 27 августа 2012 г.
Велопоход по южной части о.Сахалин, 5 чел., Томский велоклуб, клубы ТАКТ (Томск) и "Янтарь" (Северск). За 20 дней похода мы проехали, прошли, пронеслись и проползли: 908,8 км (по асфальту – 459,6 км, по гравийкам – 288,6 км, по грунтовкам – 58,3 км, по пляжам – 90,5 км, по бездорожью – 4,8 км, по разрушенной железной дороге – 7 км).
Пролог 
Нитка маршрута

Аэропорт «Южно-Сахалинск» – Троицкое – Успенское – Анива – Таранай – Кириллово – Ульяновское – Хвостово – Атласово – м. Крильон – м. Виндис – Шебунино – Невельск – Холмск – Холмский перевал – Пятиречье – Ожидаево – старая японскую ЖД – ст. «Перевал» – Грязевой вулкан – Ключи – Новоалександровск – Сокол – Долинск – Стародубское – Взморье – ст. Тихая – Пугачово – пер. Поясок – Ильинск – Белинское – Красногорск – оз. Айнское – Красногорск – Белинское – Ильинск – пер. Поясок – Взморье – Стародубское – Долинск – Сокол – Новоалександровск – Южно-Сахалинск – Аэропорт «Южно-Сахалинск»
От автора

Крыло нашего "огурца" где-то над Восточной Сибирью Крыло нашего "огурца" где-то над Восточной Сибирью
Никогда не знал, как начинать рассказы о путешествиях, но всегда как-то их начинал. Поэтому начну с того, что было перед походом. Когда 12 мая 2011 г. мы, после необычно леденящего душу и тельце майского похода по Хакасии, сидели в плацкарте прицепного вагона «Абакан-Томск», пили пиво и вспоминали как мы вчера усирались под пронизывающим ветром и мокрым снегом вблизи нуля по Цельсию, один из участников (пусть его будут звать, например, Сережа Долгополов и пусть он впоследствии станет, к примеру, завхозом на Сахалине) с подобающим ему оптимизмом и жизнерадостностью, вывалил: «Макс, а может ты нас организуешь на Камчатку покататься?» – «На Камчатке нет ни дорог, ни веломаршрутов, я уже про это думал…» – «А на Сахалин?» – «На Сахалине нет дорог, но могут быть веломаршруты…» На том и порешили. Впоследствии оказалось все наоборот, но об этом еще никто не знал.

Год подготовки ушел на чтение интернета, втыкание в Google Earth и Panoramio, переписку с южно-сахалинскими джиперами, покупку авиабилетов за бешенные бабки (туда-сюда обошлись по 32 тыс. руб. в S7), планирование маршрута и модерацию раскладки. И вот 7 августа после работы мы впятером на 2-х машинах выезжаем из Томска в Новосиб. Я везу Димыча и Серегу, свой собранный байк и 3 наших рюкзака. Антоха везет себя и Коляна с полным комплектом вещей + байки Димыча и Сереги. Страстные прощальные объятья и шушукания Димочки с Леночкой и Сереги с Галей на парковке у моего дома… Я пускаю скупую романтическую слезу от этой сцены и везу этих двух коней в Толмачёво на самолет.

Мой байк в авиационной упаковке

Душным августовским вечером к заходу солнца прибываем в аэропорт, там разгружаемся и ставим машины на стоянку на 20 дней. После чего приступаем к 2-х часовому процессу погрузки в самолет. Сразу стоит отметить изрядный геморрой с перевозкой байка самолетом: его пришлось разобрать почти до винтика, чтобы он влез в пресловутые «203 см по сумме 3-х измерений», которыми ограничивает габаритный багаж авиакомпания S7 Airlines. При этом от перевеса нам никак не избавиться – лимит в 20 кг – это практически вес самого байка с обвесом. А еще ведь рюкзак… В общем еще от 3 до 6 тыс. мы отдали за перевес (400 руб\кг), забрав все, что можно снять тяжелого с байка в ручную кладь (педали, кассеты, цепи, рога, выносы и пр.) За то изрядно повеселились на приемке багажа с молодыми девушками – нам даже раздали за это разноцветные наклейки с надписями типа «Heavy package», «Fragile», «This side up» и логотипами S7.

При досмотре ручной клади у нас с Антохой отобрали велосипедные цепи и сдали на хранение до возвращения. Оказывается ими можно задушить пассажиров или членов экипажа! В самолет Колян проходил в велошлеме, что вызвало бурю черных шуток в стиле: «При авиакатастрофе каска спасет от большого радиуса разлета твои мозги!» Почти в полночь Димыч раздал нам сосательные конфеты от закладывания ушей. Наш самолетик немного покатался по рулежным дорожкам аэропорта, остановился на взлетке, напыжился, дал форсаж, рванул со всей дури в разбег, поднял нас в темное небо и понес на Сахалин.

Самолетик, кстати, очень веселенький – Airbus A320 – этакий крупный зеленый огурец с серыми крылышками и поблескивающими огоньками (такова вот раскраска самолетов у S7). Мне он постоянно напоминал автобус своим убранством и населением (ну не зря же французы свою авиадельную артель так назвали – Airbus, «воздушный автобус»), лишь стюардессы вносили дисгармонию, как принцессы в колхозном доме культуры были учтивы и мило улыбались…
Немного об юнитах:

Серега и Макс в начале похода Серега и Макс в начале похода
Серега и Димыч в конце, после пыльной дороги Серега и Димыч в конце, после пыльной дороги
Димыч в начале похода Димыч в начале похода
Антон в начале похода Антон в начале похода
Антоха в конце и с крабами Антоха в конце и с крабами
Коля в начале похода Коля в начале похода
Колян в конце Колян в конце
Макс Иванкин (т.е. я, Xenon) – так уж повелось, что в этой велотусовке я всегда был лидером, организатором и идеологом различный беспорядков и путешествий. И тут я не стал исключением, раз уж могу – надо использовать.

Серега Долгополов  (TermiT) – этот вечно всем довольный, болтливый и улыбающийся «крупногабаритный груз» стал нашим завхозом. Поэтому пищевая анархия преследовала нас постоянно. Серегой было очень удобно прокладывать дороги сквозь заросли, носить на нем рюкзаки и байки, ворочать камни, посредством него общаться с аборигенами и выпрашивать у рыбаков рыбу.

Димыч Кириченко  (фома) – остроязычный циник и подонок, который неотвязно следовал со мной во всех велопоходах с 2007 г. С давних времен за ним закрепилась обязанность медика, с чем он неплохо справлялся в основном перекисью водорода и туалетной бумагой. Но за остроумные и едкие шутки мы его ценили и любили где только могли.

Колян Шестаков (Ni) – в жизни выдающийся программер, «мандидат паук» и специалист по ремонту велосипедов, отличался тихостью нрава и улыбчивостью, растущими откуда надо руками, и любительством собирать ремнабор на помойках и свалках. Но при этом всем мог отмочить прикол или фразу достойную упоминания в мемуарах.

Антоха Дубро (Lotar) – самый небольшой по размеру, коротковолосый, немногословный и неприхотливый наш юнит был завснаром. Его скорость и проходимость росли пропорционально квадрату ухудшения поверхности и условий движения. А еще он оказался самым удачливым нашим рыбаком.

В целом состав уже давно притертый и неоднократно этим людям приходилось прокатывать нафантазированные мной какие-нибудь несусветные говны. Физподготовка у всех тоже по-человечески конская. Все знали куда едут и что нас ждет, поэтому морально-волевыми качествами были заряжены изрядно. Именно благодаря всему этому всё это получилось отличным походом!
Остров

Групповая фотография Групповая фотография
Во Владивостоке, где мы дозаправились, и над Татарским проливом было хмуро. Самолет провалился сквозь облака и вскоре мы увидели землю, состоящую из лесов и хребтов. Через считанные минуты он плюхнулся в аэропорту Хомутово, близ Южно-Сахалинска, местного времени было полдень, хотя летели мы 8 с лишним часов. Еще в самолете нам вещали, что будет +20, что по томским меркам не жарко для лета и можно не снимать куртку, но когда мы спустились по трапу – поняли, что все тут не так как у нас. «+20» оказалось очень влажным и жарким пеклом. Нас встретил Макс Шерстобитов, мой ТАКТовский соклубник, некогда перебравшийся жить из Томска на остров. Сразу же скажу ему спасибо – этот человек нам очень сильно помог как словом, так и делом. СПАСИБО!

Выехали мы только к вечеру, закупившись продуктами, фальшфеерами и сигнальными ракетами (которые мы обзывали «фауст-патронами») от медведей, и прочими штуками, которые не стали везти с большой земли. Например, двумя цепями KMC, взамен сданных в Новосибе :)

Боевые наблюдения: Первое впечатление
1. Цены на острове на некоторые вещи такие же, как в Сибири, а на некоторые вещи в 2-3 раза выше. Быстро портящиеся продукты стоят в целом дороже раза в 2-3, консервированные соки, алкоголь, «сникерсы» примерно как у нас, бензин на 10-20% дороже.
2. Встреча с медведем за околицей Южно-Сахалинска воспринимается как само собой разумеющееся, поэтому каждый первый встречный человек нас пугал медведями.
3. В Южном практически нет российских легковушек, «Газели» и ПАЗики еще встречаются, но встретить «Жигуль» или «Калину» практически невозможно. И сахалинцы предпочитают всем видам личного автотранспорта джипы в стиле Land Cruiser’a, Safari или Pajero. А потому что дороги такие!
4. В городе среди птиц господствуют вороны и чайки – и те и другие размером со среднего птеродактиля. И вообще на Сахалине присутствует гигантизм в фауне и флоре.

Асфальтовыми околотками выехали в Троицкое, на трассу в Холмск и через пару десятков км встали на первый ночлег в пойме р. Цунай около Успенского. Точнее на каменистом плесе в джунглях у воды, в 100 м от моста. Ужин уже варили в сумерках.

Бивак на реке Цунай

Боевые наблюдения: Насекомые
Комаров нет! Мошки нет! Практически никто не летает и не жужжит, хотя стоим у воды в зарослях всего подряд. Впоследствии комары у нас были, но по сравнению с кровососами Васюганских болот они казались вегетарианцами. Да и по количеству похожи больше на вымирающий вид.

Км с бивака

Пункт

Время

6

Супермаркет "Сити-молл"

17:30

29

р.Цунай

20:45

1 день, 08.08.12 – проехали 29 км по асфальту.


Комментарии
Бывает... 
Я всю жизнь прожил в центре самого огромного материка. Томск - вообще самый удаленный от побережья город на планете. Поэтому с берегом острова или берегом моря у меня проблемы.
Baton24.11.13, 16:49
Отчет действительно классный! Достаточно подробный, но без занудства и с юморком 
.
Единственный косячок - аффтар путает восточный и западный берега острова. :( Куда смотришь с берега - так и называеца. На север - северный берег и т.д.
Да у нас и так не было проблем с рыбой - она у нас была. Рыбаки сами часто предлагали, я писал об этом 
...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Макс Иванкин