остров Сахалин /
 

Сахалин. Остров Карафуто или Путешествие по краю земли

8 - 27 августа 2012 г.
Жизнь на колесах 
Понеслась!

Брошенный погранотряд в Кириллово Брошенный погранотряд в Кириллово
Мы едем на "Урале" по морю Мы едем на "Урале" по морю
Шухер на птичьем базаре Шухер на птичьем базаре
"Урал" - такси на Крильон "Урал" - такси на Крильон
Сеня предпреждает! Сеня предпреждает!
Кривовывеска Кривовывеска
А где пулька? Что-то не вылетела... А где пулька? Что-то не вылетела...
Шухер на птичьем базаре Шухер на птичьем базаре
Сережа и горбуша Сережа и горбуша
С утра моросит дождь, низкое свинцовое небо, все наглухо обложено. Но при всей влажности довольно тепло и в принципе сыро, но не мокро. Вылезли из своей засады на трассу и довольно скоро свернули на дорогу в Аниву. Вскоре со мной произошел курьез: я поймал то ли осу, то ли пчелу на ходу, которая как дротик вонзилась мне в шею и тут же полетела дальше, и поэтому следующие 2 часа я зудил и чесался. Это была, кстати, не единственная пчела за поход, которую я поймал на ходу – вторую почти в конце похода, недалеко от Долинска, я поймал «воздухозаборником» и ужалила она меня в язык. Это было более неприятно, чем в первый раз и менее чем коктейль из жидкого азота со скипидаром.

Стало суше, асфальт начал просыхать. 17 км с бивака – Анива, вполне чистенький, подразрушенный, но живой городишко, с магазинами и очагами культуры и отдыха в виде парка и тротуаров. Посетили местный магазин и выехали с другого конца по мосту через Лютогу. Еще через 6 км асфальт уперся в пляж Анивского залива и мы впервые увидели Охотское море.

Это было впечатляюще! Потом мы видели его почти весь поход, оно было и красивее и чище, но этот раз у нас с ним был первый… По такому случаю мы даже свернули с дороги на пески и полезли голыми ногами трогать соленую воду с ошметками морской капусты. А на пляже в это время стоял очень прикольный предупреждающий знак: «Сеня предупреждает! Цунамиопасная зона. При землетрясении беги на возвышенность!» Ну что, полезно нас Сеня предупредил, особенно с учетом того, что в этом месте до возвышенности надо было бежать километра 3 через сплошные кусты и болото.

До Тараная идет асфальт вдоль моря, дорога неплохая – ям почти нет, много чаек и мало машин. Таранай – это последний оплот розничной торговли на этом побережье, следующим для нас было уже Шебунино на восточном берегу Сахалина. Поэтому продукты на 5 дней нам пришлось тащить на себе. Последние блага цивилизации: мороженки и сникерсы в магазине с перпендикулярной вывеской и «Земля прощай! В добрый путь!». На Крильон!

Боевые наблюдения: Рыбная обстановка
Почти в каждой бухте на восточной стороне Сахалина находились в это время рыбные станы. Кроме этого часто в море с берега тянутся стальные тросы и в нескольких сотнях метров от берега плавают рядки поплавков от стационарных прибрежных сетей. Август – один из последних месяцев путины – сезона, когда нерестящаяся горбуша поднимается вверх по рекам из моря. Там самки мечут икру, самцы ее оплодотворяют и все вместе дохнут в течении 5-7 дней и их трупы частично выносит море, а частично они разлагаются в реках, давая тем самым корм будущим малькам.
Во время путины запрещено ловить горбушу и кету в реках, браконьеров пытаются ловить до зубов вооруженные патрули. Можно только удочкой или спиннингом. Промышленный лов горбуши идет в прибрежных водах небольшими траулерами или стационарными сетями с берега.
Рыбный стан – это несколько домиков или временных балков, кран (как правило, автокран, установленный на бетонную платформу на пирсе или у воды) и несколько машин, вывозящих рыбу кузовами.

Наш калибр

Асфальт закончился на окраине Тараная, началась хорошая гравийка вдоль моря. Уже прилично отъехав от деревни, как-то неожиданно недалеко от дороги я на ходу рассмотрел что-то. Остановились, протиснулись через высокую траву… Бетонная площадка диаметром метров 8, перед ней вход в подземелье. На площадке башня от танка Т-54, со смотрящим в море 100-мм стволом пушки!!! Люки на башне закрыты наглухо, краска довольно хорошо сохранилась, дверь в подземелье тоже заварена, но через дыру в стене видны укладки для снарядов. Вот такая вот береговая батарея… Явно послевоенная, т.к. Т-54 начал выпускаться только в 1947 г.

Обнаруженная игрушка вызвала у туземцев интереса примерно на полчаса. Через полкилометра мы нашли еще такую же. В этом месте Анивского залива и правда очень удачные пляжи для высадки десанта, а так же очень удачные пляжи для батарей – простреливается весь залив, да и башни в траве видны плохо даже в упор. По мере продвижения по Сахалину мы еще много раз видели различные танковые береговые батареи. Очень радушно мы готовились к приему японских гостей!

Гравийка от Тараная до Кириллова

Дальше дорога остается все такой же клевой гравийкой, но становится диче: легковушки исчезают, остаются только редкие грузовики-рыбовозы с рыбачьих станов. Кроме того дорога уходит на сопки, огибая скальные прижимы и неровности берега, обочина ее превращается в сплошные пампасы из огромных лопухов, кустов и низкорослого бамбука.

56,5 км – наконец-то мы добираемся до р.Урюм, около брода стоит ГАЗ-66, который чинят двое. Как обычно пугают нас медведями и когда мы начинаем с гоготом переобуваться и тащить свои байки с рюкзаками через реку, один из мужиков начинает нервно вещать нам, чтобы мы не шумели, ибо «тут рядом медведь ходит»… За рекой свежие руины закрытой в 2007 г. пограничной заставы – казарма, боксы для техники, еще какие-то домики и вышка… Все заброшено и запущено, а прошло-то всего 5 лет… Чуть дальше – действующий рыбачий стан и останки деревни Кириллово, тоже вымершей. Где-то здесь должен быть старый японский аэродром Урю, но в таких пампасах искать что-то бессмысленно.

Боевые наблюдения: История аэродрома Урю
Аэродром Урю (Кириллово) после того, как Сахалин перешел обратно к СССР в 45-м, использовался ВВС Северной Тихоокеанской флотилии (ВВС СТОФ) во второй половине 40-х годов. На нем базировались самолеты 58-го ИАП (истребительный авиаполк) и 60-го ШАП (штурмовой авиаполк). По воспоминаниям ветеранов полоса на нем была сделана из бревен, вбитых в землю торцом. В дальнейшем этот аэродром не использовался и не сохранился.

У погранзаставы дорога закончилась. Дальше нам предстояло ехать по пляжу, все говорили, что проблем не будет и что, все ездят по песку преотлично. Да я и сам на Кольском катался на байке по песку вдоль Баренцева моря и правда, было все твердо как асфальт. Но вот тут песок оказался исключительно пляжным – рассыпчатым и мягким. По натоптанной грузовиками колее мы не могли просто ехать – мы со своими 2-хдюймовыми покрышками просто тонули в нем!!! Пришлось толкать байки в сторону Крильона и надеяться на чудо…

Боевые наблюдения: Мыс Крильон
По прямой до Японии 40 км. Мыс Крильон – самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбеса де Крильона французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.
С севера соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке – заливом Анива Охотского моря. С юга – пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо. На мысе сохранилась старая русская сигнальная пушка.
На мысе работает метеостанция, здесь расположены маяк Тихоокеанского флота, пограничная застава и часть радио-технической разведки. Недалеко от мыса находится скалистый остров Камень Опасности.

И чудо произошло! Протолкав полкилометра байк по песку, изрядно пыхтя и матерясь, я услышал гул большого двигателя сзади. Это был грузовик «Урал»! Чудный «Урал», идеально подходящий нам! Он шел пустой в сторону Крестьяновки за рыбой и оказаться в кузове рыбовоза оказалось делом минутным. Это было круто! Серегу, как самого болтливого чревовещателя, мы отправили в кабину рассказывать нашу судьбу водителю и выведывать секреты жизни на Сахалине, а сами вчетвером со всем скарбом залезли в открытый кузов грузовика.

Путешествие длиной в час и в 30 км в кузове было незабываемым! С одной стороны, наши рюкзаки и байки кувыркались в броуновском движении по всему кузову, а мы цеплялись за борта, чтобы остаться в нем, а не в проплывающих мимо шикарных пейзажах. Но с другой стороны, мы наблюдали шикарные виды моря, скалы и залежи морской капусты, не пыхтя и не толкая по ним байки. Пару раз мы поднимали вверх чаек с их птичьих базаров и они разлетались очень феерично гадя впереди «Урала»… Мы проезжали водопады, стекающие с песчаных скал к морю… Мы проезжали по залежам капусты, глубиной в полметра… В устьях рек или у скальных прижимов грузовик уходил в море, обходя их по отмели. Один раз он ушел метров на 20 от берега и начала закрадываться мысль, что это плавающий грузовик, но в открытое море он так и не вышел. Это было действительно круто! Огромное спасибо за эту поездку водителю грузовика, имя которого мы так и не узнали…

В Крестьяновке мы распрощались с нашим «крильонским такси», Серега впервые выклянчил пару горбуш у рыбаков на стане и мы обсуждая пережитое еще пару километров проползли и немного проехали по пляжам до р.Колхозной, в устье которой встали на ночлег. Это была наша первая ночевка на берегу моря, на пляже. Рыбу мы с Серегой почистили и выпотрошили, т.ч. вечером у нас была уха из горбуши! Уже в темноте мы обнаружили, что речка, на которой мы стоим, кишит косяками горбуши и при свете фонарей Серега и Антоха поймали еще по одной рыбине на завтрак. Спать легли в полном оргазме от прожитого дня…
 
Специалист по пореву и чистке рыбы

Км с бивака

Пункт

Время

17

Анива, магазин

 

21

мост через р.Лютогу

 

27,7

выезд на берег Охотского моря

12:00

33

Таранай, въезд

 

35,6

на окраине Тараная кончился асфальт

 

42

башня береговой обороны от Т-54

 

42,5

еще одна башня

 

56,6

брод р.Урюм (20х0,4)

 

58,4

Кириллово, брошенная погранзастава

17:35

59,5

дальше едем на "Урале" до Крестьяновки

 

61

р.Колхозная

20:00

2 день, 09.08.12 – проехали 35,6 км по асфальту, 23,9 км гравийки, 1,5 км пляжей и 30 км на «Урале».
Пляжный поход

Икру ели ложками Икру ели ложками
Трупики морских ежей Трупики морских ежей
Конь, который хотел съесть Серегин коврик Конь, который хотел съесть Серегин коврик
Антоха и лопухи Антоха и лопухи
С утра морось, но сильно не промокаешь, тепло. В 9:50 выехали, точнее, потолкали байки по пляжу. Хотя иногда даже получалось ехать вдоль кромки воды. Почти сразу Димыч проткнул покрышку непонятно как и чем. Пока Колян с Димычем ее ремонтировали, а Антоха досматривал сны сидя на песке, мы с Серегой собирали ракушки и панцири от морских ежей. И выкладывали на пляже из них всякую фигню – например «Галя» из ракушек или прямоугольник из ежей. Потом это переросло в тупое рыскание по пляжу и выбирание всяких прикольных или красивых морепродуктов. Зато мы дочерям набрали сувениров!

По пляжу ехалось откровенно стремно, только Антоха, да Димыч каким-то чудом умудрялись отрываться от остальных, оставаясь в седле. Лично я тупо выкапывал колесами канавку в 3-4 см глубиной и застревал в ней. Серега и Колян делали примерно тоже, после чего спешивались и толкали байки по песку.

Так мы добрались до бывшей деревни Хвостово. Переправившись вброд в устье Найчи, мы стали обедать. Во время обеда к нам стали приставать кони, которые паслись вокруг рыбачьего стана. Да так, что Сереге пришлось отгонять одного палкой, т.к. тот чуть не сожрал коврик с его рюкзака. Коренастые такие, волосатые сахалинские кони.

Боевые наблюдения: Вымершие нас. пункты
Все деревни, названия которых я перечислял от Тараная, не существуют. Они вымерли. Кое-где, сохранились руины, а кое-где, как в Хвостово, единичные дома или бараки. Летом на месте каждой из них стоит рыбный стан и дома используются рыбаками. Зимой никто в них не живет. И так до Крильона.

Боевые наблюдения: История освоения Сахалина
Сахалин осваивался довольно поздно – в 18 веке еще было не понятно, чей же он: японский, русский или даже китайский и французский. Коренное население южной части Сахалина – айны, мирно общались и торговали с любыми приплывшими. Исследовался Сахалин постепенно как японскими и китайскими соседями, так и экспедициями Жана Франсуа де Лаперуза, Ивана Федоровича Крузенштерна и Геннадия Ивановича Невельского в 19 веке.
Далее сложилось так: «По Симодскому трактату (1855 г.) между Россией и Японией Сахалин был признан их совместным нераздельным владением. По Санкт-Петербургскому договору 1875 г. Россия получала в собственность остров Сахалин, взамен передавая Японии все северные Курильские о-ва. После поражения Российской империи в Русско-японской войне 1904-05 г.г. и подписания Портсмутского мирного договора Япония получила Южный Сахалин (префектура Карафуто, часть острова Сахалин к югу от 50-й параллели).
С 21 апреля 1920 г., с момента высадки японского десанта в районе Алексанровска (северная, российская часть острова), по 14 мая 1925 г., до момента окончания вывода японских войск по Пекинскому договору 1925 г. был оккупирован Японской Империей также и Северный Сахалин.»
В 1945 г. в результате победы над Японией во 2-й Мировой Войне в состав СССР вошла вся территория Сахалина и все Курильские острова. При чем, местами (например, на Холмском перевале) между советскими десантниками и японскими гарнизонами или их разрозненными отрядами шли довольно кровопролитные бои. В конце концов, практически все мирное японское население и отступающие военные были переправлены на Хоккайдо через пр. Лаперуза. Интересный факт: на Сахалине после ухода японцев осталось огромное количество корейцев, которые были просто брошены японцами. Практически все они использовались как рабы на шахтах и строительстве инфраструктуры населенных пунктов, портов, железных и автодорог. До сих пор на острове корейцы вторые по численности после этнических русских – 6%.
Сейчас на территорию о. Сахалин или ее часть претензий ни со стороны Японии, ни любой другой страны не имеется. После возвращения Сахалина в состав СССР все японское безжалостно искоренялось: сносились храмы, дома в японском стиле, памятники японской культуры, и большинство географических названий и населенных пунктов были переименованы в русские или адаптированы. Например, пройденные нами н.п.: Южно-Сахалинск – Тоёхара, Анива – Рутака, Таранай – Таранаихама, Кириллово – Урю, Ульяновское – Дорокава, Крестьяновка – Фуруе, Хвостово – Наиша…
В целом время, когда Южный Сахалин находился под японской юрисдикцией (1905 – 1945 г.г.) принято называть «периодом Карафуто»

За Хвостово
Серега видать лучше всех отобедал и чтобы продемонстрировать это – он практически сразу рвет цепь. Пока кузнецы куют байк, остальные фотографируются в зарослях громадных лопухов у обочины. В лопухах можно легко спрятать пару сотен бойцов, с десяток танков и пару разобранных вертолетов :)

От Хвостово есть даже немного дороги по террасе, поэтому около 1,5 км получилось проехать, а дальше мы перешли на штатный толчково-тянущий режим перемещения байков. Через полтора часа приперлись в устье р.Могучи. Примечательно несколько вещей в этом месте: во-первых, тут находится кроме рыбного стана еще и «дом отдыха»! Это несколько домов барачного типа и большая поляна, где у моря отдыхают жены местных работяг. Не знаю насколько все это правда, но на карте стоит обозначение «Д.О.» Во-вторых, при въезде в бухту на скале стоит часовня, совсем маленькая, но часовня. И в третьих, за устьем начинаются скальные прижимы, поэтому дорога уходит вглубь острова вдоль реки Могучи. В «доме отдыха» нам рассказали и показали всё! Где брод через реку получше, где за рекой начинается дорога на мыс Анастасии, как тут с медведями и что последний раз этой дорогой пользовались квадрациклисты в июле, а до них – джипперы на 9 мая. Вдобавок угостили вареными крабами. Спасибо сахалинским людям, мы не раз за время похода убедились в их гостеприимстве и добродушии! Хоть народ тут и не сильно богато живет, но всегда готов отдать последнее. Это всегда впечатляло!
Джунгли Сахалина

Один из бродов на Могочах Один из бродов на Могочах
Сахалинские партизаны Сахалинские партизаны
Кусочек хорошей дороги Кусочек хорошей дороги
Никогда раньше не был в джунглях. Немного скептически относился к вычитанному где-то утверждению, что американцы проиграли войну во Вьетнаме из-за джунглей Индокитая, и что якобы скорость передвижения по ним – 5 км в день. Про войну не знаю, а вот про джунгли я скоро поверил на все 100.

Дорога от квадрациклов началась за бродом, и началась она сразу впечатляюще – стеной из сплошного бамбука метровой высоты, сквозь которую иногда с трудом была видна колея.

Боевые наблюдения: Бамбук
Бамбуком нас пугали также много как медведями. При подготовке к походу я читал отчеты джипперов, в которых они описывали, как 2-хтонные джипы висли на осях на согнутом ими бамбуке при попытке ехать напролом через бамбуковую рощу. Морбит перед стартом многозначительно отметил, что на картах генштаба есть обозначения «хвойный лес», «лиственный лес», «смешанный лес», «камыш» и «бамбук». Отдельно выделенный «бамбук». Позже от рыбаков еще слышали, что если через бамбук пройдет взвод солдат, то от них не останется ни тропинки, ни следов. Он смыкается, как будто никого и не было.
Особенность бамбука в том, что он бешено упругий и почти не ломается, а гнется он в кольцо. И еще он растет сплошными зарослями, практически не проходимыми. Он выживает все другие растения, кроме деревьев. И под его листьями действительно ничего нет на земле, кроме собственно его же опавших сухих листьев.

Кроме бамбука вдоль Могучей росло все остальное: огромные лопухи, хвойные и лиственный деревья, какие-то кусты и еще какая-то высоченная трава, но не такая упругая, как бамбук. Но нам повезло! Через все это великолепие флоры проехал до нас отряд отмороженных квадрациклистов, оставив колею, которая как нить Арианды и вела нас до самого мыса Анастасии.

От моря до места ночевки в среднем течении Могучи мы добирались 6 км и 2,5 часа по дороге! Дорога шла по реальным джунглям, сквозь которые неба не было видно, по заболоченным полянам средь гор, по темному хвойному лесу и по многочисленным бродам через реку. Иногда уклон дороги был так же крут, как квадрациклисты, проехавшие по ней до нас. После бродов байки из поймы реки мы вытаскивали на руках. Иногда на фоне всего этого велопоноса получалось ехать по колее, не видя ее под растительностью, а просто «на ощупь». Это было необычно, особенно, когда попадались ямки или бревна. В общем, впечатлений от джунглей и бамбука было много для мальчиков из тайги и болот. В этот день у нас появилось в лексиконе «Могоча-бамбуча».

Вареный краб

Спать устроились на отмели, на реке, т.к. ровных площадок в лесу не было, да и на реке медведя было бы виднее дальше, чем в зарослях. Пока готовили ужин, нас повеселили налетевшие откуда-то шмели. Несколько из них жужжало вокруг полуоткрытой пачки манки, и, в конце концов, один из них в нее таки залез, вывозился весь в манной пыли и стал жужжать в внутри пачки. Димыч, аккуратно манипулируя пачкой, вытряхнул его оттуда всего белого от пыли. Но этот белый вертолет не оценил выданную ему свободу и под комментарии Димыча «Кокаин! У них тут кокаин!! Щас друзей позову!!!» снова с остервенением ломанулся искать вход в пачку манки.

Км с бивака

Пункт

Время

4

р.Медведевка

11:30

10

р.Найча (Хвостово)

 

16,5

брод р.Могучи (20х0,8)

15:30

16,7

начало дороги вдоль р.Могучи по джунглям

16:00

22

брод р.Могучи

18:20

3 день, 10.08.12 – проехали и прошли 16,7 км пляжей и 5,3 км грунтовки по джунглям.
Анастасия

Бабуин висит на лианах Бабуин висит на лианах
Дорога вдоль р.Анастасии Дорога вдоль р.Анастасии
Тяни-толкай! Спускаем байки с крутого склона Тяни-толкай! Спускаем байки с крутого склона
Димыч на брошенном вездеходе на погранзаставе Атласово Димыч на брошенном вездеходе на погранзаставе Атласово
Вид на север с мыса Анастасии Вид на север с мыса Анастасии
Боевые наблюдения: Медведи
Как я уже говорил, медведями нас пугали с самого начала и каждый первый. Их действительно немерено на острове и они не особо боятся людей. Часто выходят к поселкам или к станам. Поехать в лес и напороться на медведя для сахалинских охотников, рыбаков, джипперов, туристов – это нормально. Поэтому нам советовали брать средства от них: от свистков и трещоток, до хлопушек и фальшфейеров. По прилету в Южно-Сахалинск мы купили 2 фальшфейера и 3 ракеты (обозванные «фаустпатронами»), при этом мы еще постоянно таскали с собой свистки. Мы видели сотни медвежьих следов, подранную медведями горбушу в реках, вытоптанные ими кусты и траву, но так и не увидели ни одного из них. И слава богу…

Ночью дважды лил дождь, хотя с утра было относительно незаметно, что он поливал. Долго собирались – 3 часа и покинули свой «островок» только в 11:30. Дорога таких же, как и вчера свойств – джунгли, колея от квадрацикла, бамбуковые заросли и много воды. Довольно скоро она начала подниматься змейками по склонам холмов вверх и некоторое расстояние нам даже удавалось неплохо ехать по колее сквозь бамбук до седловины перевала. Деревья были густые и высокие, поэтому бамбук был низкий, да и дорога на подъеме была отлично укатана.

Это был водораздел рек Могучи и Анастасии. С перевала после непродолжительного спуска до первых притоков Анастасии все было неплохо, но потом мы снова погрузились с болотистые джунгли с множеством бродов и бамбуковыми зарослями. Дальше дорога пошла вдоль реки, постоянно пересекая ее с берега на берег. На одной из переправ мы перекусили и довольно скоро после нее вылезли на открытую поляну, поросшую 2-хметровой травой типа медвежьей пучки и еще каких-то зонтичных. К тому времени ноги были нещадно обожжены крапивой и ободраны твердым бамбуком, а руки, лица и грудь – в паутинах, собранных с окружающей флоры.

За поляной снова джунгли и очередной брод. В воде торчат остатки старого моста – черные сгнившие опоры в пару рядков. И вот: ура! Мы вылезли на поляну с разрушенными зданиями, брошенной гусеничной техникой и прочим металлоломом (10,2 км с ночевки). Это оказалась покинутая в 2007 г. погранзастава Атласово. От заставы идет накатанная дорога, хоть и заросшая, но по ней мы сиганули уже 20 км\ч в сторону моря. Еще один брод через Анастасию (тут на излучине реки довольно крупная скала над рекой и разрушенный мост) и мы выкатились к морю (800 м от заставы).

Мыс Анастасия

Это было круто! После суток велопоноса по джунглям, в бамбуке и болоте, урывками залезая за байк, чтобы проехать 50 м и слезть снова… И тут тебе открывается офигенный вид: крутые, заросшие бамбуком, склоны прибрежных холмов, море и мыс Анастасии с двумя выделяющимися останцами на его оконечности, чайки, ветер... Волшебненько! Правда все это изрядно доделано напильником цивилизации – на мысе японцами построен ковш-порт между самим мысом и останцами, на бугре с севера видны развалины пограничного сооружения, еще дальше виден Атласовский маяк. Говорят, во время войну тут была база японских торпедных катеров. Ковш разрушен: все причалы сгнили, местами бетон толи взорван, толи размыт штормами, внутри ковша видна пара затонувших барж, уже изрядно проржавевших. А на краю стоит рыбачий стан и сушатся сети. Но больше всего поражают воображение останцы. Две исполинские скалы, торчащие из моря на отмели в каких-то 50 метрах от берега!
Человеческий фактор

Переправа через реку Анастасия Переправа через реку Анастасия
Велопонос. Пляжи от Анастасии до Крильона Велопонос. Пляжи от Анастасии до Крильона
Еще вылетая на берег из дебрей, мы увидели на стане рыбака, который латал сушащиеся сети и шлявшегося вокруг пацана лет 12-14. Но под впечатлением резкой смены окружающей среды и умопомрачительного вида останцев мы не сильно обратили внимание на них. Побросав байки на берегу, мы ринулись фотографироваться на бетонных блоках на фоне останцев. Парень, привлеченный необычным для этих безлюдных труднодоступных мест табором в касках, подошел к нам и мы при помощи Сереги очень быстро взяли его в оборот: попросили нас толпой сфотать, потом стали добывать информацию – что мы видим, что там, что тут, как что, зачем куда, сколько градусов в какую сторону и т.д. Парнишка с энтузиазмом отвечал на вопросы и все что знал, нам рассказал. После чего убежал на стан, и пока мы скакали по бетонным блокам и фотографировали все подряд, вернулся с донесением, что нас зовет его отец, бригадир рыбаков на этом стане, попить чаю.

Игорь, бригадир рыбаков, оказался обветренным и загорелым мужиком лет 35-40, небольшого роста, жилистый и очень уравновешенный. Пока мы метались по мысу, он спокойно латал сети, и во всем его поведении сквозили обстоятельность, надежность и умелость. Очень добродушно он пригласил нас в столовую попить чай и перекусить. Внутри хибарки из досок был еще повар – примерно того же возраста, немного полноватый и растерянный по началу мужик. Нас напоили чаем, накормили жареной горбушей и оладьями. За время разговора мы узнали, все что спрашивали и еще о том, что за 5 лет мы тут 3-и велосипедисты. До нас были семейная пара лет 45 и еще до них два бодрых деда-ветерана, которые тоже направлялись в сторону Крильона. На вопрос о приливах Игорь подарил нам карту приливов – откопированный листок с таблицей, когда и какой высоты прилив в августе в заливе Анива. И напоследок бригадир сказал повару: «Выдай им упаковку тушенки, я посмотрел – рюкзаки у них совсем худые… А до Крильона еще дорога длинная». И как мы не отрекались, нам было вручено 6 больших банок со свиной тушенкой. В ответ на «большое спасибо за гостеприимство» нам пожелали удачи и добраться до Крильона. После чего сын бригадира показал нам брод в устье Анастасии, и мы покинули место, где раньше было Атласово.

Вот такие люди живут на Сахалине. И это проявление неподдельного дружелюбия было далеко не последним в этом походе. Спасибо, Игорю, его сыну и всем остальным, кто помогал нам!

Оттолкав байки по песку несколько сотен метров, мы увидели шикарный водопад, который бил с заросшей скалы почти на пляж. Рыбаки приспособили водопад – под ним чуть сбоку стояла баня – домишко 2 на 3 м из досок, к которому от водопада шла труба. Хотя труба была в нескольких местах разорвана, вода видимо в баню поступала, когда это было надо. Водопад очень красивый!

Водопад около мыса Анастасия

В 100 метрах за водопадом начались камни на пляже, и нам пришлось снимать с багажников рюкзаки и тащить их на спине. Лазание по камням с велорюкзаком на спине и байкам подмышкой очень сильно понижает скорость, тем более день был не легкий, а вечер к тому моменту уже наступил. Поэтому провелопоносив километр по камням до соседней бухты мы встали на бивак. Бухта была хорошо укрыта от ветра, оборудована полосой песка, ручьем с пресной водой, кустами и здоровенным бакеном, выброшенным на берег штормом. Тут и решили заложить свое поселение на ночь.

Палатку поставили с учетом прилива подальше от воды, и еще соорудили вал из песка перед палаткой, чтобы волны не докатывались до нее. И, в общем-то, не зря: в районе 11 вечера, в самый пик прилива, волны докатывались до нашего ирригационного сооружения, но палатку мы надежно отгородили от них. День был очень напряженный и с обилием эмоций, хотя вечером оказалось пройдено всего 13,4 км.

Но в этой бухте было еще кое-что припасено для нас…
Атака неведомых сил

Во время прошлого пребывания на берегу моря мы не замечали их. Они от нас прятались и пристально наблюдали за нами. Но на этом биваке с приходом сумрака пришли и они! Орды, массы этих существ поглотили нас! Страшно? Так вот, «они» – это морские блохи, мелкие обитатели пляжей, бокоплавы, жрущие тухлую морскую капусту.

С сумраком они повылезли и начали прыгать по пляжу, по нам, нашим вещам и щемиться во все дыры и щели. И их было очень много.

Боевые наблюдения: Морские блохи
Рачки-бокоплавы из семейства Talitridae. Живут на воздухе, дышат жабрами, некоторое время могут проводить под водой, но всегда стремятся на сушу. Им необходима влажная среда. Считаются основными чистильщиками пляжей – они питаются в основном выброшенными на берег морской капустой и прочими водорослями. Также поедают мертвечину – рыбу, моллюсков, насекомых. Очень высоко прыгают, отталкиваясь 3 парами задних ножек. Длина тела – от 1-2 до 30 мм в среднем. Днем закапываются в песок или прячутся под листы морской капусты, ночью вылезают и кормятся. У морских блох есть несколько интересных особенностей: например, десятки вынашиваемых самкой детенышей съедают её изнутри, а затем появляются на свет. Или: блохи ориентируются в пространстве по солнечным лучам, поэтому в темноте они не способны ориентироваться.
Для человека они не опасны – пытаются обгрызать отмерший эпидермис и волосы, что напоминает легкие иглоукалывания или почесывания.

Нашествие морских блох

Они прыгали по пляжу, постоянно стучась о нас и путаясь десятками в волосатых ногах. Они набивались толпами в выгруженные из рюкзаков вещи, при чем явно отдавая предпочтение потным вещам. На брошенной мной термухе они облепили места в подмышках и под локтями, покрыв просто слоем из тел площади в 6-10 см диаметром. На биваке невозможно было оставить ничего из еды на песке – приходилось накрывать миски, кружки и бобы чем придется. Иначе каша становилась движущейся кашей с блохами, а в чае на дне вместо заварки был полусантиметровый слой обваренных оранжевых трупиков. Когда стемнело, они стали покрывать сплошной массой пятачки на биваке, куда мы при готовке что-нибудь выплескивали или выбрасывали, да и просто следы от наших босых ног на песке.

Вначале они немного раздражали своей вездесущестью, но потом на них забили и даже стали проводить бесчеловечные эксперименты: плеснешь теплый чай на кучу блох – они обвариваются – часть упрыгивает, но большинство становится оранжевыми и тут же дохнет. Самых крупных и пассивных блохов мы стали называть императорскими блохами или царь-блохами и даже пытались собрать из них отборный боевой отряд.

Как мы не закрывали от них палатку – а все равно при укладке спать их набилось туда прилично. Перед сном мы устроили их отлов и экстрадицию через приоткрытую молнию палатки, но все равно всю ночь кто-то по мне лазил, прыгал и щекотал. Всю ночь они долбились как дождь о тент палатки, а утром их поубавилось на биваке.

Вся эта эпопея с массовым нашествием морских блох в целом оказалось забавным времяпрепровождением, но все-таки мы понесли от них видимые потери. У оставленной на песке у костра банке сгущенки они полностью сожрали бумажную этикетку, а коляновский байк за ночь лишился размокшей наклейки «ВелоТомск» с рамы. Утром мы сваливали с этого блошиного рынка без обид на его хозяев. По прилету в Томск, распаковывая и перетрясая вещи, я собрал с полгорсти уже высушенных блох, чем безумно удивил кошку.

Км с бивака

Пункт

Время

10,2

разрушенная погранзастава Атласово

 

11

пристань Атласова с останцами

 

13,4

бухта с выброшенным бакеном

19:05

4 день, 11.08.12 – проехали и прошли 11 км грунтовки по джунглям и прошли 2,4 км пляжей.
Велоскалолазание и пляжный альпинизм

Вставали тяжело после насыщенного вчера, от подъема до старта прошло 3 часа. Выползли в 10:00 с бивака. Именно выползли… От стоянки до края бухты тащили рюкзаки на спине, а байк катили по мягкому песку. Дальше снова начались камни и валуны. При этом до самого Крильона тенденция сохранялась: бухта – песок, твердый или сыпучий, мыс – галька, валуны и совсем уж скальные выходы.

Собственно мысы и являлись скалами, уходящими в море, со всеми вытекающими из этого велоскалолазаниями и велопоносами. Самое корявое было в том, что в отличие от горных походов, где у тебя на курумнике руки держат или трекинговые палки, или ледоруб (что значительно облегчает движение), то тут приходилось прыгать по камням, надеясь только на 2 ноги, ведь руки держали байк. Велопоход превратился в пеший на несколько дней…

Мыс перед устьем Атласовки

С утра было хмуренько, зато позже распогодилось и стало светить солнце. К 11:20 мы выперлись к устью реки Атласовки. Странно: бывшая деревня Атласово – в районе устья р.Анастасии, а сама р.Атласовка южнее на 3 км. Ну да ладно…
Истерия на почве рыбалки

Колян рыбачит! Колян рыбачит!
Боевые наблюдения: Горбуша
Рыба семейства лососевых. Это наименьший по размерам и наиболее распространённый вид тихоокеанских лососёвых. Горбуша – водится в северной части Тихого океана и предпочитает холодные воды, при +25 по Цельсию она погибает. Средний вес горбуши 2,2 кг и длина в 40-60 см.
В июле горбуша из соленого океана идет на нерест, поднимаясь из устья в пресноводные мелкие реки. В августе нерестится и умирает в течение 5-7 дней. Период нереста называется «путина». Мертвые тела горбуши либо скатываются в океан, либо разлагаются в реке, давая корм малькам, вылупляющимся из икры и другим рыбам и существам, которые впоследствии тоже становятся кормом подросших мальков.
Во время путины массовая ловля горбуши в реках запрещена, кроме ловли на крючок. Поэтому большинство сетей стоят в прибрежных водах у устья рек. С одного рыбачьего стана вывозится в сутки от 2 до 5 грузовиков горбуши и кеты.

В устье большие разливы, со старицами, да еще в отлив попали. И полно рыбы! Эта рыбалка превратилась в массовую истерию: я загонял шумом и брызгами рыбу со стороны моря в реку, Антоха выгонял ее из реки в море, а между нами носился Серега и пытался ее поймать на крючок. Фома и Колян болели за нас на берегу, иногда активно участвуя в шуме и брызгах. Таким истеричным методом мы загнали и вытащили на берег одну горбушу, хотя в реке шириной 6-8 м и глубиной не более 60 см горбуши было как в консервной банке – они ходили косяками бок о бок. Кстати, часть рыбы имеет шрамы от когтей на боках, мы предположили, что это следы когтей медведя, хотя это могли быть царапины от чего угодно. Например, царапины от камней, пока в реку поднимались… Короче, разочаровавшись в такой рыбалке, Серега решил сделать острогу! На время постройки сего чуда деревянного зодчества истерия была приостановлена, и пока все были заняты постройкой остроги, Антоха в одного добыл еще одну рыбу. Двух штук нам хватало на одну уху как раз. После чего оставалось попозировать с готовой острогой и тащить наши байки дальше.

"Рыбак" со своей добычей

Рыбу загрузили в мусорные мешки, которые используются в велопоходах для водонепроницаемости много чего, и я прилепил эти туши сверху на рюкзак. Всё вроде улеглось и мы уже практически стартанули, как в нескольких метрах от Коляна горбуша поползла вверх из моря по ручью, который был вряд ли глубже, чем она сама «в холке»! На свою беду рыбина заползла в тупик, в лужу, рядом с основным руслом ручья. И тут истерия продолжилась! Кандидат технических наук Николай схватил первую попавшуюся дубину с пляжа и под ободряющие вопли болельщиков «Мочи её! Загоняй её на камни! Спартак – чемпион! Смерть фашистским оккупантам! Вперед, за Родину!», стал мочить ее по голове. Рыба при этом уже окончательно выползла на камни и заблудилась. Участь ее была решена… А мы получили добавку к ужину. После того как она откинула ласты, Колян еще несколько секунд задумчиво посмотрел на ее «еще теплый» холодный труп и потащил добычу к байкам.

При подготовке к походу, я связывался с сахалинскими джипперами, которые мне сильно помогли с маршрутом и на вопрос о том, «как у вас там рыбачат» я получил примерно вот такой ответ: «Приезжаешь к устью реки, берешь бейсбольную биту и херачишь по воде, а потом собираешь рыбу…» Я думал, что это шутка, но после этой рыбалки я понял – воду нам даже не пришлось херачить битой. Рыба сами приползла к нам.
Продолжение пляжного похода

Лежбище "розенбаумов" на прибрежной отмели Лежбище "розенбаумов" на прибрежной отмели
Скальные прижимы за Петровкой Скальные прижимы за Петровкой
Велоскалолазание Велоскалолазание
Прилив Прилив
Антоха чистит икру Антоха чистит икру
Хлеб с морской капустой Хлеб с морской капустой
Инцидент с рыбалкой никак не повлиял на рельеф, который ожидал нас далее по пути на мыс Крильон. Все так же мы двигались вдоль берега моря по пляжам, и все так же было обильно много каменных завалов и зыбучих песков. Иногда получалось проезжать по сотне метров по самому краю воды. Но чаще приходилось катить байк по песку или тащить по камням.

Несколько раз вблизи берега мы наблюдали за тюленями-сивучами. Они грелись на солнце толпами на отмелях, лежа на спине кверху ластами и издалека напоминая небольшие корабли без мачт и надстроек. Серега называл их «Розенбаумами», что характеризовало их внешний вид: лысые, усатые, с выпученными глазами и кричат таким же низким голосом. Серега вообще при их виде терял волю, впадал в восторг и готов был бежать к ним на отмель обниматься…

Барон Мюнхаузен или Сережа и бомба

Вскоре добрались до устья р.Петровки (5,2 км), там и устроили обед, на другом берегу от рыбного стана. Было солнечно, ясно и жарко. И еще на месте обеда мы нашли бомбу! И как давай с ней фотографироваться! На самом деле это был железный поплавок от сетей, но выглядел он как классическая пузатая бомба с крылышками из мультиков. Кроме бомбы был еще один забавный элемент местности… С рыбного стана к нам пришел пес, просто так – полюбопытствовать, да повыпрашивать еды. Едой мы были не богаты, поэтому ему ничего особого не обломилось, и тогда пес пошел на реку и стал играть с горбушей. Бегал по перекатам, плескался, лаял и лапами толкал рыбин, а они от него уплывали или уползали по камням. Минут через 10 ему это надоело или же пришло время обеда, и он просто взял и выдернул первую попавшуюся горбушу из воды и довольный с тушей в пасти ушел на стан. Тоже рыбак, чо… Только на самопропитании.

В километре за Петровкой начались прижимы (16:00), на которые прилив нас и загнал. Скалы были довольно крутые и монолитные, в велотуфлях на трении держаться было немного очково, да и внизу скалы были мокрые. Пришлось залезать и цепочкой передавать рюкзаки и байки друг другу, при этом нужно было успеть передать вещь другому, пока откатывается волна, а когда она била – залезть повыше и удержаться вместе с вещью.

Через 2 часа таскания байков по камням, мы усталые и измученные приткнулись поночевать в 3 км от Петровки на песочной полосе под склонами сопок, сплошным ковром поросших низким бамбуком. Можно было пройти еще, но в обозримом километре вперед до скального мыса виднелись только каменные завалы на берегу, а это еще час-два лазания с байками. Поэтому упали тут, на песке. Помылись, сготовили пойманную утром рыбу, съели полтарелки икры из рыбы, оригинальный хлеб с морской капустой из таранайского магазина, еще немного полюбовались морем и без задних ног завалились спать. Это был очень тяжелый день, почти весь день мы шли пешком и большую его часть с велопоносом, но Крильон этого стоит. Велопоход блин…

В центре видно устье р.Петровки

Км с бивака

Пункт

Время

1,1

р.Атласовка

11:20

5,2

р.Петровка

13:30

6,2

начались прибрежные скалы

16:00

5 день, 12.08.12 – проехали и прошли 8,2 км по пляжам и скалам.

Комментарии
Бывает... 
Я всю жизнь прожил в центре самого огромного материка. Томск - вообще самый удаленный от побережья город на планете. Поэтому с берегом острова или берегом моря у меня проблемы.
Baton24.11.13, 16:49
Отчет действительно классный! Достаточно подробный, но без занудства и с юморком 
.
Единственный косячок - аффтар путает восточный и западный берега острова. :( Куда смотришь с берега - так и называеца. На север - северный берег и т.д.
Да у нас и так не было проблем с рыбой - она у нас была. Рыбаки сами часто предлагали, я писал об этом 
...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Макс Иванкин