Дневник экспедиции

7 января Приезд в Адлер, закупка продуктов на рынке, переход границы, маршрутка до нижнего дома Гарика в Блабурхве. Удивительно, но на границе груз не стали смотреть на "телевизоре". Вокзал - Рынок, "Газель" предоставлена Вилисовым; рынок - тачка 200р Газель до Блабурхвы - 800р. От Гарика груз часть пути подняли на его "Луазе", часть стаскали в 2 ходки. Обустроились, наладили электричество, сделали нары. Погода - моросящий дождь, небольшой "+"

8 января Двойка Харин - Гретченко отправились в Акшашу: провесили свою навеску поверх старой московской, дошли до забоя, убедились в отсутствии там тяги, по пещере - практически паводок.

Весь день - моросящий дождь, температура - чуть выше нуля

Ввиду того, что верхний дом Гарика находится далеко на окраине деревни, решено было каждый день оставлять в лагере дежурного, чтобы исключить возможные проблемы с воровством, хотя для нашей и без того малочисленной группы это было очень напряжно...

Двойка Величко - Бородин - выход с целью поиска входа в п.Петровская Слобода. По пути вдоль тропы найдено несколько провалов и колодцев, осматривали также воронки, поэтому выход затянулся, в район входа в Петровскую вышли почти в сумерках. Несмотря на то, что координаты входа нашими предшественниками были взяты неверно (ошибка более 60м в плане) и высота вместо 760 - 820м, все же, почти случайно уже в темноте удалось найти вход в пещеру, представляющий собой вскрытый грот в борту средних размеров воронки, со склона по кулуару течет ручеек, уходит в завал пола грота, слева на уровне пола - отверстие в камнях, после нескольких метров спуска распором попадаешь на полку над узким входом в колодец, камни в который летят весьма впечатляюще... Интересно, что в потолке и стенах входного грота - много куполов и пузырей, которые образуются в зоне сифонной циркуляции, ниже уровня воды, это говорит о том, что когда-то на этой высоте был древний сифонный уровень. Обратно шли в темноте, по приборам (GPS).

9 января Группа Величко, Харин, Гретченко, Горковенко отправилась к пещере Петровская, с целью заброски снаряжения и инструмента, а также - попутного осмотра найденных накануне провалов и колодцев.

Погода - весь день дождь, после обеда - со снегом.

Осмотр объектов начали с провала в воронке возле пастушьего балагана (на схеме - точка PTV1) на высоте 510м. Узкий каминчик между стеной и глиной, метра 3,5 глубиной, далее подваленный щелевидный ход вниз, есть тяга внутрь, можно работать, но надо предварительно расширять сечение, а также применять проходческую технологию.

Затем осмотрели свежий провал в глине на высоте 560м, возле большой плоской котловины (PPR1), глубиной около 4м, уходящий вбок ход оказался наглухо забитым глиной.

Дойдя до найденного накануне входа на высоте 690м (PKL1 ?), убрали перекрывающую проход глыбу и расчистили корни и дерн, после чего Харин спустился по колодцу около 17м, вышел на полку, где обнаружил два старых шлямбурных крюка, середины 80-годов прошлого века, красноярского изготовления, затем спустился еще в колодец, глубиной около 23м, с совершенно глухим дном,засыпанным промытой щебенкой, окошек в стенах также не обнаружил. Общая глубина - около 45м.

Метрах в 12-15 выше по склону есть вход в какой-то колодец, требующий раскопок, в пройденную часть этой пещеры, вроде бы не выпадающий.

Пока работали на пещере, Адмирал нашел неподалеку непроходимый вход в колодец с теплой тягой, необходимо расширять технологией(PADM).

После этого Валера спускался в каминчик с капежом в районе Останца (PKL2), вниз уходит наклонная подсыпанная щель, тяги не обнаружил.

На объекте с тягой из маленькой щелочки (PTAG), в которую уходил ручеек немного подраскопали вход, но толком заглянуть и пробросить камень так и не удалось - надо сильнее раскапывать и применять технологию, но объект - интересный. Поплутав по огромным воронкам в районе Останца и Петровской, груз к пещере забросили уже в сумерках, возвращались опять в темноте.

Надо сказать, что на высоте Останца, где-то с 760м, начинается настоящее царство огромных воронок, переходящих одна в другую, глубоких карров, масса вскрытых фрагментов древних пещер - меандров, гротов, колодцев, с натеками и кораллитами. Закарстованность - просто дикая!

10 января Группа Величко, Харин и Бородин - работа в Петровской. Расширен вход в первый колодец (52м)- 1 бах, забито 3 анкера Hilti12х55 на входе в колодец и 6 спитов на самом колодце. Колодец объемный, красивый, сильный капеж. На втором колодце (10м) забито 2 спита, убраны висящие заклиненные глыбы. Интересно, что на колодцах (не считая 3 спитов на входе в первый)мы не нашли ни одной точки навески предшественников, возможно - они шли по другой стенке (а может - пользовались тросовыми петлями!)... Под уступом 4м заглянули в меандр, куда уходит вода: как минимум несколько метров проходки надо делать, чтобы продвинуться дальше. От дна К10 поднялись по восходящему старому меандру до гротика, спустились в уступ 4м, дальше через небольшую вертикальную узость подошли к началу непройденного первооткрывателями колодца. Узость, действительно - локальная, дно колодца просматривается на глубине 7-8м. Работы по расширению входа отложили назавтра.

Саня Гретченко в это время занимался поиском в окрестностях Петровской, нашел 5 колодцев и провалов, один - с теплой тягой. Сегодня - первый день нормальной погоды, почти без дождя.

11 января Двойка Величко - Харин продолжила работы в Петровской. Расширен вход в непройденный колодец (2 баха), забит анкер, колодец глубиной 7м, дно - глухое, в сторону уходит слабовосходящий узкий и высокий (6-8м) меандр, по которому удалось протиснуться с молотком на 12-15м, меандр продолжается. Таким образом, несмотря на пройденный новый колодец, глубина пещеры не увеличилась. Видимо, надо все же работать вниз по уходу воды или еще раз внимательно осмотреть стены на предмет обнаружения окошек. Продолжение работ в пещере в наши планы не входило, инструмент поднят на поверхность, навеска снята, все снаряжение унесено на базу. Сброска по крутым скользким склонам с большим количеством груза в темноте и тумане - то еще удовольствие...

Двойка Гретченко - Бородин занималась осмотром найденных накануне колодцев и провалов в районе Петровской (PA01, РА02 и РА03), но сколь-нибудь интересных результатов это не принесло (см. описание объектов в приложении), зато неподалеку было найдено еще несколько новых колодцев, ждущих своих исследователей. На обратном пути, в темноте, случайно наткнулись на свежий провал в районе Останца(PPR3), камни летят метров на 10-15.

Второй день стоит холодная, но - без осадков погода.

12 января Погода опять - хорошая. Двойка Гретченко - Бородин работала на найденных накануне новых объектах в районе Петровской (РАС4,5,6,7). В РАС4 проникнуть не удалось: надо расширять вход технологией (сильное эхо и теплая тяга из входа, камень летит метров на 10); объект РАС5 признан бесперспективным (описание - в приложении); объект РАС6 (описание - в приложении), с хорошей теплой тягой - перспективным и требующим дальнейших работ; объект РАС7 (два теплых колодчика рядом, метра по 4 глубиной, с заваленным дном) - также, бесперспективными. В провал возле Останца не спускались.

Оставшиеся в лагере Величко, Харин и Горковенко устроили день отдыха: стирали и мыли веревки и снаряжение, приводили себя в порядок, между делом сбегали на гору над домом, посмотрели вход в провал "Под Каштаном", а также подошли ко входу в "Теплую".

После обеда к Гарику должен был приехать наш бывший земляк Вася Вилисов, Валера ходил вечером вниз, но толкового разговора не получилось: начальник Акшаши был разгневан, что мы не делаем проходку на дне рукотворной пещеры, чтобы, пробившись в Мчишту, обеспечить ему, его детям и внукам - безбедную жизнь, а вместо этого шастаем по горам и спускаемся в найденные входа ("Да я здесь давно все горы облазил и все пещеры смотрел!").В общем - слегка повздорили, Валера пришел злой, полночи колол дрова, не успокоился, пока все не переколол.

13 января, пятница С утра сбегал вниз, пообщался с Вилисовым и Глиновым. Страсти уже поутихли, мне всего лишь "рекомендовали" поработать в Акшаше, расписывая все прелести соединения ее с Мчиштой, причем, нисколько не скрывалось, что как только соединение состоится, у входа встанет человек с ружьем, и в пещеру будут пускать только угодных и нужных людей. Я пообещал, что обязательно схожу в пещеру, понаблюдаю за тягой воздуха и осмотрю забой, но - не более того, собственно, это и так входило в мои первоначальные планы. Забрал у Вилисова заказанные нами 200м провода, чтобы прокинуть его от дома до забоя в Теплой и работать там перфоратором на 220V (собираясь в поездку, я рассчитывал воспользоваться проводом Снеткова, который они кидали от дома до входа в Акшашу, около 300м, но оказалось, что в прошлый выезд у них стырили большую часть этого провода, осталось метров 60-70). Поднялся наверх, Адмирал собрался тащить технологию к своему объекту (PADM) - расширять вход, затем хотел прогуляться с поиском по балке, что уходит вверх от п."2Кило" Валера с Мишей собирались в Акшашу, я решил догнать их позже, а пока сходить, показать Юре вход в "2Кило". За час сходили с Юрой к "2Кило" и обратно, он остался готовить провод и оборудование для работы в "Теплой", а я собрался догонять Валеру в Акшашу. Догнал их я, к своему удивлению, еще перед входом, быстро оделся и перегнал, потом, уже в "44-х тазиках", дождался, оказалось, что идет один Валера: у Миши возникли какие-то проблемы со снаряжением. Порадовались, что почти все критичные узости в пещере уже порасширили, подивились, насколько сильна нынче тяга воздуха по пещере (внутрь) и пошли дальше. Посредине "Тазиков", в том месте, где часть тяги уходит наверх, Валера остался, а я дошел до Второго Обвального и вернулся по отсадочному ходу, чтобы попытаться установить голосовую связь. Тяга по прокопанному ходу после разветвления наверх - есть, но - уже не такая сильная, как в начале "Тазиков". Слышно друг друга было отлично, расстояние по завалу - 2-3м. Ясно, что в позапрошлом году, если бы стали копать по тяге вверх и вперед, как я советовал, то сэкономили бы 5-7 дней (вместо 15-17м по чаче надо было пройти всего 2-3м по завалу). Вышли в Обвальный, действительно - большой обвальный грот, типа огромной треугольной отсадки с большой амплитудой. Обошли весь периметр грота, в поисках подозрительных мест, но ничего не нашли. Далее, в плоском отсадочном ползуне тяга также ощущается, потом, уйдя немного вниз, видишь остатки древних необрушенных сводов - купола и пузыри, образующиеся в зоне сифонной циркуляции воды, есть несколько узких подозрительных трубешек, надо проверять. С этого места и до верха У4 мы больше не видим коренных пород: вода прорезала себе путь в окаменевших аллювиальных отложениях, когда-то целиком заполнивших древнюю пещеру. Здесь мы видим переслаивание песка, гальки, кальцитовых корочек и многометровые обнажения очень плотной глины, часто сверху покрытые слоем натечного кальцита. Тяга воздуха здесь еще хорошо ощущается. Но вот мы подходим к уступу 4м, ниже него уровень древнего пещерного аллювия заканчивается, начинается нормальный известняк, а старый затекший меандр в аллювии продолжается далее горизонтально, туда же, вперед, уходит и тяга. Можно пройти распором над колодцем, потом - еще несколько метров вперед по меандру, но дальше - сужение, надо расширять проход. Ниже уступа тяги уже не чувствуется, протиснувшись по меандру и спустившись в 17м колодец с сильным капежом, попадаешь к забою: 5-6м рукотворного штрека с текущим по дну ручьем. В забое тяги нет совсем, в конце - узость, за которой ход ныряет немного вниз и несколько расширяется, со стен торчат ребра и выступы, мешающие заглянуть вперед, впереди слышен некий шум, как если бы ручей падал с высоты 20-30см, хотя, возможно, это - какой-то приток. Забой вполне рабочий, тем более, что участок "плохой" породы, ребята, вроде бы - прошли, вот только ходить сюда работать с поверхности - то еще удовольствие, видимо, лучше работать с базой во Втором Обвальном.

Осмотрев забой, пошли на выход, снимая по пути свою навеску. Во Втором Обвальном, поглядев на наклонную трубу со сталагмитами, решили туда взгромоздиться, и - взгромоздились, только там ничего, кроме уже упоминавшихся "пузырей" - не оказалось, правда - с очень красивыми зарослями здоровенных гелектитов. С верха трубы удалось получше просмотреть большую трубу над гротом: окошек не видно, похоже на такой же пузырь или купол. Вышли из пещеры, сняв всю свою навеску.

Адмирал в этот день утащил технологию и инструмент к щели PADM, расширил вход, но спускаться один не стал, барахло спрятал, пошел с поиском вверх по балке, на склоне обнаружил небольшую горизонтальную пещерку-галерейку с уходящим вперед ползуном, не лазил, GPS не брал, привязки не делал.

14 января Бородин, Харин, Горковенко начали работы на "Теплой": прорубили от кустов и колючек прямую тропу от дома, протянули кабель на 220 (около 200м), расширили вход в пещеру, начали проходку.

Двойка Величко - Гретченко работала выше Петровской на новых объектах. По причине различных ходовых качеств, участники двойки шли с интервалом, который все увеличивался, т.к., идя несколько в стороне от тропы, чтобы не быть по колено в грязи, я то и дело натыкался на новые провалы и колодцы и GPS-ил их. Сначала, на 580м наткнулся на провал в глине 4х6м, глубиной 7-8м, к краю подойти опасно, толком не видно, есть ли на дне продолжение, вроде бы - нет. (точка PPR2). Затем, на 710-720м, опять же, прямо возле тропы, увидел вполне проходимый вход в щелевидный колодец, глубиной около 10м (PKL4). На высоте Останца упал туман, хорошо, что тропа в сохранившемся снегу была ясно видна. Идя от Петровской по привязкам, забрал чуть в сторону, и наткнулся на пещерку со щелевидным горизонтальным входом, кинул камень - куда-то летит, звук - объемный (PVC1). Услышал призывный "бах" Адмирала, это он расширял вход в "Треугольник"(PAC4), пошел на звук и вскоре двойка воссоединилась. Попили чайку, Адмирал показал мне на правах хозяина все 5 входов, я сделал контрольные GPS-привязки, сфотографировал, хотя был сильный туман. Сходили к найденному мной входу, залезли посмотреть: щелевидный вход, затем - небольшой гротик, вперед и вниз - выход в колодец глубиной 9-10м, заход в колодец надо расширять - неудобно. У входа обнаружили заросшую мхом полустертую надпись красной краской "К-2"(возможно - часть надписи). Возвращаясь к месту работ, взял чуть выше по склону воронки и наткнулся на вертикальный щелевидный колодец, метров 10-15 глубиной (PVC2), стало понятно, что ходить здесь надо с закрытыми глазами, иначе просто не хватит времени, чтобы проверить все найденные объекты.

Продолжили работу на "Треугольнике" еще подрасширили вход, в процессе чего стало ясно, что камни, которые раньше кидали, ложились на полку, после которой колодец продолжается еще очень прилично. Сделали навеску, спустился до полки: стены сплошь в выветрелой натечке, крючья бить некуда, покидал камни, летят иногда по разному, но - все не менее 30-40м. Решили подготовиться более серьезно и прийти завтра. После этого пошли проходить "К-2" (PVC1), правда, больших трудов стоило найти вход ночью в очень густом тумане, хотя расстояние между объектами было всего 130м. Первым делом забурились, бахнули и расширили заход в колодец, Адмирал спустился, осмотрел грот и завал на дне, сказал, что объект - рабочий, тяга - вроде бы есть, по крайней мере - на входе в колодец - чувствуется (описание в приложении).

Затем он также спустился в камин (PVC2): на глубине около 15м камин перекрыт завалом и землей. Спрятали все барахло до завтра, забрав технологию, туман почти рассеялся, часа за полтора спустились в лагерь.

15 января С утра - туман, легкий снег.

Тройка Бородин - Харин - Горковенко продолжили работу в "Теплой". Проходка стала крайне неэффективной, т.к. подсекли зону очень трещиноватого известняка: больше удавалось разобрать вручную, с помощью кувалды и фомки, нежели - с помощью технологии. Народ вернулся недовольный собой.

Двойка Величко - Гретченко продолжила работу на колодце "Треугольник" (PAC4). По пути, в густом тумане, слегка сбились с тропы и промазали мимо Останца, попытки сориентироваться по GPS ни к чему не привели: навигатор упорно, в течении 2 часов не желал видеть ни одного спутника, правда, тропу вскоре все же нашли. Еще подрасширили вход в пещеру, стало - совсем удобно. Решили сразу вдвоем вниз не ходить, одному остаться на всякий случай у входа, тем более, что, несмотря на снег и туман и холод, снизу, метрах в 100-150 были слышны крики пастухов, Адмирал даже высказал достаточно нелепое предположение, что они заблудилдись. Я спустился первый уступ (9м), так и не найдя места, куда бы забить спит, повесил тросовую петлю за натечку, ушел вниз еще на 20м, дойдя до дна очередного уступа и также не найдя места для крюка, чтобы исключить трение веревки. Среднее сечение колодца 3-4х5-6м, все стены - в сплошной натечной коре, кора очень выветрелая, верхний слой съезжает при попытке опереться о него рукой или ногой. С этого места вниз уходят 3 параллельных колодца небольшого сечения, два, вроде бы - точно внизу соединяются, а один подворачивает куда-то в сторону, но заход в него - узкий, надо расширять. Все завалено раковинами каких-то очень крупных улиток, возникают мысли, а не назвать ли пещеру в честь них... Завязав веревку за натечный солидный выступ, спустился по одному из колодцев, больше напоминающему напрочь затекший камин, на 11м. Дно, похоже - окончательное. Осмотрел приходящий сверху параллельный колодчик, полной уверенности, что тот же, что и сверху - нет. Внизу, на уровне дна - окошко, метра полтора вниз - камерка, над полом которой - также окошко в натечке, в него уходит небольшой ручеек. Почти проходимый (снести несколько натечных выступов!) ход треугольного сечения уходит вниз под углом 30-40 градусов и просматривается метров на 5-6, затем подворачивает налево, вроде бы есть небольшая тяга. Камушек иногда пробрасывается дальше поворота, падает то в какое-то озерцо, то еще некоторое время стучит по натечке и падает в некую камеру. Перспектива и возможность продолжения - налицо, надо работать с технологией (жаль, не догадался попробовать подолбить натечку скальным молотком: возможно, она такая же рыхлая, как и на колодце, тогда, наверное, можно и без технологии обойтись!) Вышел из пещеры, снимая навеску, т.к. Адмирал спускаться не захотел. Первый раз спускались с горы не в полной темноте, в таком же густом тумане, как и утром(но навигатор работал прекрасно, почему же он раньше отказывался работать?)

16 января Погода - дрянь. Двойка Бородин - Харин отправилась работать в пещеру "2Кило" Сделали навеску на первый и второй колодцы, осмотрели будущий забой, сделали 4 баха на улучшение подходов и проходку, высадив аккумулятор. Сильная тяга в неизвестный объем. Очень много полужидкой глины, забой неудобный. Единственное, что удалось уберечь от глины - перфоратор. На подъеме зажимы отказываются держать на веревке.

Тройка Величко - Гретченко - Горковенко продолжила работы на "Теплой". Начали с расширения нескольких неудобных мест на подходе, но сильно развернуться не удалось: разруха, действительно - страшная. То, что на первый взгляд казалось нормальной пещерой, на самом деле оказалось раздробленной вертикальной отсадочной трещиной, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Расширив подходы, сделали несколько бахов, половина - впустую, решили больше внимания уделить качественной зачистке забоя от разрухи. Не смогли толково организовать выдачу материала, только вручную перекидывали камни: далеко, неудобно. Чтобы не повторять ошибок наших коллег из Москвы, кабель, прокинутый от дома к пещере, каждый вечер сматывали и забирали, а каждое утро разматывали снова, что, впрочем, при прорубленной и прочищенной тропе не составляло большого труда.

17 января Погода опять паршивая. Тройка Величко - Гретченко - Горковенко продолжила работы на "Теплой". На этот раз решили подойти более серьезно к вопросу выдачи материала: приспособили канистру от перфоратора и веревку-перетягу, дело пошло намного быстрей. Увидев в полу забоя верхушки отсевших блоков, решил хорошенько зачистить низ забоя, при этом стали открываться фрагменты вертикальной трещины, по которой мелкие камни стучали далеко вниз. До обеда занимались только откаткой зачищенного материала, после обеда начали бахать нижние блоки и выступы стен. На этот раз, после эффективной зачистки, отказов не было, да и стало видно, что трещиноватая зона осталась несколько выше. К концу смены удалось несколько заглубиться вниз и вскрыть метра полтора длины зияющей вертикальной трещины, шириной 10-15см, по которой средние камни улетали вниз, стуча по стенам - не менее 15-20м. Основная тяга теперь пошла снизу, расход воздуха увеличился в несколько раз, тяга спереди - ослабела. Народ ушел домой, а я еще с полчаса развлекался пробрасыванием камней вниз и вперед, пытаясь определиться, есть ли смысл продолжать работы в этой щели: по такой плохой породе можно было рубиться вниз долгие годы. Наконец, определив, что звук от камня, проброшенного далеко вперед - слегка обнадеживает, решил завтра не отвлекать народ, а поработать здесь один, благо, проблема транспортировки материала отпала: можно дробить помельче и сыпать вниз, в трещину.

Двойка Бородин - Харин совершала решающий штурм пещеры "2Кило": за несколько бахов пробились в неизвестный объем, оказавшись на дне уходящего вверх колодца, до пары окошек с параллельными трубешками Валере удалось добраться, но ничего толкового он там не обнаружил, таким образом, перспективы продолжения пещеры остались неясны. Подняли все барахло на поверхность, навеску сняли, все унесли в лагерь.

18 января Погода - не улучшается.

С утра народ стирался после "2Кило", потом Валера с Мишей решили сгонять в Гагры, посмотреть на море, но сначала они вместе с Адмиралом решили сходить на Мчишту, я попросил, если удастся, купить рыбы на форелевом хозяйстве.

Сам я пошел работать на "Теплой", Юра остался стираться в лагере. В пещере практически без бахов удалось продвинуться вперед метра на два, воспользовавшись возможностью сыпать дерьмо прямо вниз, в трещину, плохо только, что даже небольшие камни иногда расклиниваются и образуют пробки, надо периодически чистить. Но и впереди не удалось просмотреть ничего обнадеживающего, кроме того, что по звуку падающего камня стало понятно, что падают они уже по какой-то другой, менее вертикальной, трещине, уходящей в сторону и такой же узкой. Работы на этом объекте решил свернуть, в оставшееся время попробовать еще расширить вход в щель в склоне, метрах в 15 ниже входа в "Теплую", возможно, этот вариант окажется более обнадеживающим: камни там катятся и летят без ударов по стенкам, значит, трещина пошире, раза в полтора; вход находится метров на 10-12 ниже по высоте, значит, возможно, на это расстояние придется рубиться меньше...

19 января С утра погода - вполне приличная, без дождя, после обеда поднялся сильный ветер, видимо, погода будет меняться...

Адмирал с Мишей пошли штурмовать расширенный вход в PADM и другие колодцы на 690-700м. Спустившись в найденный и расширенный им объект, Адмирал нашел его очень интересным и перспективным для будущих работ, с хорошей тягой (описание - в приложении). Назвал "Побеждай с К-2" (К-2, это - название его магазина, торгующего снаряжением). Спустившись также в щель у тропы (PKL4), он обнаружил, что глубина ее около 10м и перспектив не нашел. Подойдя к провалу возле Останца (PPR3) он, все же, не решился в него лезть, видимо - правильно сделал: узкий, на пределе проходимости, вертикальный глиняный ход свежем земляном провале мог начать осыпаться в любой момент. Потом они вернулись: Миша - по тропе с грузом, а Саня - с поиском вниз по балке, до "2Кило", но ничего интересного не нашел.

Бородин начал проходку на щели ниже входа в "Теплую", расширил метра полтора, вроде бы прошел приповерхностную разруху, но толком заглянуть за поворот щели чтобы просмотреть - так и не удалось, надо работать дальше.

Двойка Величко - Харин - спуск в провал "Под Каштаном" (KL2) в 150м выше дома. У входа в провал - старая марка голубой или светло-зеленой масляной краской - ВВ 52 (или - В8 52). С утра поднялись к провалу, я спустился, забив один спит и повесив одну веревочную петлю, во входной отвес (32-35м), затем - еще в уступ 4-5м, на дне второго грота обнаружил перспективу, решил, что надо сегодня притащить сюда технологию и инструмент, что мы и сделали.

Пещера представляет собой здоровенный провал на склоне горы Арбха, входное отверстие примерно 8х12м, переходит в колодец несколько меньшего сечения (минимум 5х8м), глубина до верхушки крутого земляного конуса - 30-32м, и еще несколько метров вниз по конусу. Под входным колодцем грот, в гроте есть пара окошек, много старой натечки. Высокий меандр, отходящий от грота, начинается с уступа 4-5м, ширина меандра 4-5м, высота - 12-15, крутой наклон вниз, длина 12-15м, внизу глыбово-земляной конус подходит к отверстию в натечной стене, видимо - притоку, ныряющему под завал и меандр. Под вторым уступом есть обширная ниша с очень красивыми и большими гелектитами и столь же красивый натечный каскад.

После обеда спустились сюда уже вдвоем с Валерой, прихватив все необходимое, начали раскопки с элементами проходки, провозились несколько часов, удалось заглянуть под завал в пространство между завалом и стеной: далеко не просматривается, но камень куда-то стучит несколько метров, внутрь идет тяга воздуха. Объект меня очень заинтересовал, надо продолжить здесь раскопки в будущем, ведь, если пещера сразу идет такой "толстой", то она и дальше должна так же продолжаться, надо лишь преодолеть завал...

В лагерь вернулись уже очень поздно, погода опять испортилась.

20 января До обеда хотел сбегать найти и спуститься в пещеру KZ-89-..., находящуюся прямо над Мчиштой, чтобы оценить возможность раскопок в ней, но, проснувшись, обнаружил, что все вокруг покрыто снегом 15-20см, и пурга разыгралась нешуточная, о том, чтобы искать пещеру на скользких склонах над источником - нечего было и думать. Весь день потратили на стирку, сушку, сборы и подготовку к отъезду. Вечером стащили часть груза к Гарику, чтобы утром было полегче. К ночи похолодало, выпавший за день снег (0,4-0,5м) стал поскрипывать.

21 января В день отъезда встали в 6 утра, позавтракали, Валера побежал на трассу ловить машину, мы спустили остатки груза к Гарику. Все в снегу, солнце, красотища, так и хочется слепить какую-нибудь бабу, тем более, что мы их не видели уже 3 недели. Загрузили мешки в Ниву Гарика (под крышу!), и народ пошел пешком до трассы. На трассе машин - практически нет, дорога - сплошной лед, подъем в гору перед Блабурхвой стал для многих непреодолимым препятствием. Просто чудом удалось развернуть Газель, которая и довезла нас до границы. При переходе границы к нам опять проявили крайнюю степень доверия, и не стали пропускать груз через "телевизор" (а, может, просто он у них сломался?), немного только потиранили Юру с групповой аптечкой. У ближней калитки нас тормознул некий аксакал, сказав, что увезет весь наш груз и нас самих за раз на своей "Четверке" за 300р, нам стало интересно проверить, возможно ли это. Как ни странно, с километр это чудо все же проехало, но у остановки у входа в рынок он сказал, чтобы двое пересели в маршрутку, и скинул цену на 50р. До вокзала добрались без проблем, распрощались с Адмиралом и сели в поезд. Трое с половиной суток дороги пролетели незаметно, чему в немалой степени способствовали 25л вина, взятого на дорогу у Гарика. В Новосибе было 40 градусов мороза, хитрый Бородин сразу пересел на Поезд Анапа-Томск, а мы, приехав на автовокзал и узнав, что автобусы на Кузню уже два дня не ходят, были вынуждены ехать на тачке за 5,5тыс.р. на троих (стоимость трех билетов до Адлера!), зато уже в обед были дома.

Величко Сергей, 31.01.2006

Выводы, сделанные по результатам экспедиции:

На следующий год надо попытаться организовать сюда более массовое мероприятие, возможно, совместив его с неким учебно-тренировочным выездом для молодежи, чтобы стало возможным работать одновременно несколькими полноценными группами в разных местах и объектах.

Поиск и прохождение пещер на высотах 500-900м лучше проводить из выносного базового лагеря, установив его, скажем, где-то в р-не п.Петровской.

Хотелось бы продолжить работы в п.Треугольник с технологией, возможно, стоит также заняться проходкой на дне п.Петровская Слобода, по уходу воды (все же, там уже весьма солидный ручей, да и пещера - весьма "толстая"!)

Связаться за год с людьми и клубами, работавшими в разное время по этому району (в частности - Минчанами), чтобы получить более полную информацию об уже известных объектах и не открывать их во второй раз (хотя смотреть их свежим глазом, все равно - нужно!)

Раскопки объектов вблизи верхнего дома ("Под Каштаном", "Теплая") следует обязательно продолжить. На щели возле "Теплой" вообще надо организовывать непрерывную проходку в течение всего выезда: возможно, тогда удастся куда-то пробиться...

Найти, все же, пещеру "KZ..." и оценить возможность раскопок в ней.

Продолжить работы в Акшаше, избрав для этого оптимальную тактику.

......................................................................
Описание объектов

1. РА01 Пещера расположена на склоне, в 70м западнее п.Петровская Слобода, примерно на той же высотной отметке. Найдена в январе 2006г. Вход - щель в основании скального выхода, наблюдается тяга влажного теплого воздуха из пещеры. После входа пещера продолжается вертикальной щелью, шириной до 0,5м, сечение щели уменьшают натеки по стенам, длина щели в плане - около 2м. За счет заклиненных глыб в щели образовались две полочки. Общая глубина щели - около 10м. Дно пещеры - небольшой гротик, пол которого завален глыбами и обломками натечной коры, в основании одной из стен видна низкая (0,1м) щель, просматривающаяся на метр. В нижней части пещера сырая, теплая, повсеместно - капеж.

2. РА03 "Провал" Расположен в 40-50м западнее предыдущей Вход - провальная воронка более 5м диаметром, глубиной 7-8м, с отвесными стенами и следами свежих обрушений почвы и глыб, находится на седловине между большой воронкой и склоном. Со дна входной воронки крутонаклонная галерея приводит в грот длиной около 10м, шириной до 4м, высотой до 10-12м, пол которого частично покрыт глиной и землей, в дальней части грота - глыбовый завал. В основании дальней стены находится заваленный вертикальный ход, в который со свода стекает ручеек, завал пригоден для раскопок. Под входом в грот есть ответвление, приводящее в небольшие камерки, заполненные глиной. В правой стене грота есть еще одно ответвление - узкий промытый меандр, оканчивающийся завалом.

3. "Реликтовая" находится на склоне большой воронки западнее п.Петровская Слобода. В пещеру ведут два входа: горизонтальная щель и провальное окошко чуть выше. Представляет собой фрагмент древнего меандра, сильно заросшего натеками, кончается сужением, тяги не замечено.

4. РАС6 Находится на вершине хребтика выше Петровской, высота 850-870м. Вход расположен в борту воронки (есть теплая тяга!), представляет собой щель 1х0,5м, продолжающуюся колодцем 7м глубиной, в нижней части расширяющийся, сечение на дне 1,5х3м, есть тупиковое ответвление. Щель в стене колодца выводит в следующий колодец, глубиной 6м. Дно пещеры - сложный по строению грот, частично заполненный глыбами, глиной и натеками, пол - глыбовый завал, в самом низу грота - довольно рыхлый(камни пролетают на метра, ощущается тяга воздуха). Горизонтальный лаз в стене грота приводит в зал с покатым глиняным полом, дальней части которого из замытой почти под верх глиной галерейки есть неплохая тяга воздуха. В стене основного грота, в 3м от дна есть окошко, за которым находится восходящий колодец, просматривающийся вверх на 8-10м.

5. PVC1 ("К-2") Вход представляет собой узкую вертикальную щель в склоне, среди каррового поля.У входа найдена старая марка красной краской "К-2" Щель приводит в небольшой гротик, имеющий выход в колодец глубиной 10м, ведущий в нижний грот (10-12х3-4м, высотой более 10м), многочисленные натечные образования. Пол грота представляет собой глыбовый завал, сцементированный натеками и глиной, в одном месте имеется уход современной воды, есть перспектива для раскопок.

6. PVC2 Находится выше К-2 по склону, по дороге к "Треугольнику", в борту воронки, в основании скальной стенки. Представляет собой открытую щель глубиной около 15м с завалом на дне, перекрытым поверхностным материалом (почва, растительные остатки). Тяги не обнаружено, перспективы сомнительны.

7. PADM "Побеждай с "К-2" Вход в пещеру расширен до проходимых размеров в январе 2006г, представляет собой узкую щель в небольшом скальном выступе. Из входа ощущается тяга теплого воздуха. Пещера начинается уступом глубиной 2м, после него - локальное сужение, переходящее в отвес 7м. На дне - наклонная полка, перекрытая почвой и растительным мусором, после нее - колодец 12м глубиной, сечением вверху 1,5х2м, внизу до 4х5м. В нижней части грота под колодцем - завал с тягой, виден уход современной воды. Из грота ведут два ответвления: одно приводит на дно восходящей трубы, сообщающейся с уступом 7м, другое приводит в гротик с глинистыми отложениями, в котором есть непроходимый лаз с просматривающимся за ним расширением и объемом. Тяги здесь не обнаружено