Грани Байкала
Наш запланированный маршрут Бугульдейка – Листвянка (около 140 км) прошли полностью в нужные сроки. Погода была прекрасной, как и ожидалось: от -2 до +4 днем, от -11 до -2 ночью (вернее в то время, когда мы еще смотрели на градусник). Вот только начиная с третьего дня, все время дул встречный ветер.
Про ветер
Вся наша команда на старте: Лёня, Лиза, Аня (впереди), Витя, Саш
Во-первых, когда ветер (а он там неслабый), кажется существенно холоднее, а лицо приходится упаковывать в балаклаву и горнолыжную маску. Во-вторых, ветер существенно сказывается на скорости передвижения. Коньки – очень податливы, а наши спины с рюкзаками оказались хорошими парусами (особенно это было заметно по Лизе). Когда на второй день подул попутный ветер, нас в буквальном смысле понесло вперед! Конечно, хотелось бы, чтобы он дул не так сильно, а то что это за дело, когда все начинают падать оттого, что на скорости не успевают разглядеть мелких трещин и попадают туда коньком, и когда девушку, сидящую на рюкзаке, сдувает с места прямо с рюкзаком! Но зато в тот день мы проехали самое большое расстояние (36 км). Когда же ветер стал дуть нам навстречу, скорость заметно упала. Без палок при таком ветре ехать почти невозможно!
Про лёд
Торос
Кому байкальский лёд россыпью?
Только что прошла снежная метель... Проясняется.
Большую часть пути, к счастью, как и декларировали метеоснимки, лёд был зеркально-чистым! Это было сказочно для созерцания и очень приятно для катания! Представьте себе огромный каток отличнейшего качества, и совершенно незагруженный другими катающимися! Ммммм… Были местами ледовые торосы (нагромождения обломков льда самых разных размеров), но в основном у берега. С ними несколько раз приходилось бороться, пробираясь на берег на ночевку (возле берега они были метров по 50 шириной, а просто посреди озера – обычно шириной в метр). Иногда (но тоже не очень часто) встречался так называемый (нами) «шершавый» лёд. Это когда визуально он вроде прозрачный и ровный, но видно, что местами, в мелких ямках, скапливается снег. Всего лишь небольшое пятно 3*3 см, пролежавшее на льду в условиях заветривания больше 2-3 дней, - а скорость на этом пятне теряется мгновенно! На таком льду приходилось снижать скорость и аккуратно маневрировать между такими пятнами. Еще были фрагменты просто неровного льда типа стиральной доски, но это переживаемо, да и не так их много было. Но самая печальная ситуация ждала нас на участке Большие Коты – Листвянка. Подчас льда вообще не было видно под снегом, приходилось идти пешком. Хорошо еще, если и снег лежит длинной полосой – коньки чем-то напоминают кошки, и ходить по слежавшемуся снегу в них удобно (лезвия проваливаются, а ты как будто в обычных ботинках идешь). Но когда куски снега и льда чередуются – это очень трудоемко! Еще один раз вечером выпал снег (прошла снежная метель продолжительностью около 10-15 минут и на льду образовался ровный снежный покров, напоминающий тонкую-тонкую пуховую шаль), и Байкал мигом преобразился: он стал белый, как и все остальные озера, покрывающиеся зимой снегом. Тоже симпатично. Ехать особо не мешал такой снег, вот только некоторые трещинки стали не видны… В целом я считаю, что со льдом нам очень и очень повезло!
Нельзя, конечно, не упомянуть про красоту льда, про разнообразие его рисунков, трещин, форм, цвета. Этого словами и даже фотографиями не передать! Красив он, в общем! Те места, где трещин нет вообще, похожи просто на гладь воды. Ехать по таким местам даже немного страшно: кажется, что под тобой только вода… А по вечерам лёд начинает трещать, ухать, булькать… Было немного страшно ночевать на льду Байкала, прижимаясь ухом к Его нутру и слыша, как громко происходят Его пищеварительные процессы – как будто пучина поглощала кого-то и медленно пережевывала…
Про места
Вид с места первой ночевки
Бухта Песчаная
Ну что сказать? Маршрут изначально прокладывался не только с учетом открытого льда, но и с учетом красивых мест, которые мы могли бы увидеть. Места очень понравились. Была на большей части этого побережья летом – интересно было сравнить летние и зимние виды. Зимой есть большой плюс: гораздо доступнее становятся многие места, к которым летом можно только по воде добраться! Даже сложно что-то выделить: понравилось побережье после Бугульдейки, в районе бухты Песчаной, в районе мыса Кадильный и после Больших Котов. В некоторых местах можно было увидеть наледи на прибрежных скалах. Конечно, после увиденного на Хобое и в Узурах (на о-ве Ольхон) здесь картина более блеклая, но все равно красиво, только масштабы поменьше… Берега в основном сосновые. Найти стоянку можно не в любом месте (примерно половину береговой линии берег обрывается в озеро скалами), но всегда можно. Причем красивую и с хорошими дровами! А самое главное зимой – никого вокруг нет!!!
Про людей
Блики, отражения, силуэты...
Видели несколько раз (раза 3 за время путешествия и раз 10 в районе Б.Котов-Листвянки) машины. В основном, «буханки», «Нивы» и джипы. Но встречаются и «девятки» :) Еще встретили одного велосипедиста с Украины. Ехал из Култука в Северобайкальск. Как раз когда нам ветер в морду дул («вморду-винд»). Ему в спину, значит, - повезло! Также видели рыбаков (пару человек) напротив Большого Голоустного, ну и в бухте Песчаной – сотрудника метеостанции Виктора Арсеньевича, у которого в доме провели одну ночь.
Про зверье
Скала Дыроватая
Зверье никакое не видели. Следов на берегу тоже. Правда, мы далеко от берега гулять не ходили, да и снега на берегу практически нет – негде отпечатываться лапам и копытам. Следы были в основном лошадиные, в виде экскрементов. Птички летали: вороны, воробьи и примерно такого же размера другие пернатые. Желающие могли посмотреть (и посмотрели, но не все желающие) нерп в Листвянке (в нерпинарии – это что-то типа цирка, или в лимнологическом музее, в аквариуме).
Про коньки
Отдых на снежном острове
В поход мы все купили коньки Zandstra Easy Glyder
http://speedise.com/catalog/blades/Zandstra_Easy_Glider.jpg В Москве просто других коньков для походов на длительные расстояния не продают, а заказ через Интернет был бы дороже. Изначально было ясно, что коньки не надежные: хлипкие короткие ремешки. Поскольку на треккинговом/горном ботинке эти ремешки почему-то не застегиваются (не хватает длины), то перед выездом всем пришлось дома покорпеть над изобретением велосипеда. В итоге самыми надежными вариантами оказались варианты креплений, сделанные Витей и Димой (в основе обоих вариантов лежат сноубордические стрепы), с остальными же вариантами возникали проблемы, а в самом конце похода Лёня даже умудрился оторвать целиком один ремешок от платформы вместе с винтом крепления :) Надо заметить, что на Байкале Леонид обладал разрушительной силой, поэтому многое снаряжение в его руках испускало последний вздох :-) Резюме: покупать представленные выше коньки можно, но надо их дорабатывать с умом, и тогда они смогут прослужить (надеюсь) еще не одну поездку.
Про прочее снаряжение
Будущий ужин
Подо мной около 110 см льда и 40 м воды...
А теперь со всей этой ... мы попытаемся взлететь!
Из специального снаряжения хочется отметить следующее:
- палки (лыжные или треккинговые, основная их фишка – должны быть заточены наконечники; без палок плохо и тоскливо);
- защита (хорошо бы иметь хотя бы наколенники, но лучше и налокотники, особенно тем, кто стоит на коньках неуверенно; шлем в общем-то тоже бы не помешал, но его было лень тащить);
- горнолыжная маска и балаклава (очень спасают при сильном ветре, что на Байкале не редкость);
- рации (очень помогали нам, когда группа растягивалась, хотя, конечно, можно и без них);
- также мы брали с собой ледобуры, на которых собирались ставить (и ставили) палатку на льду (как выяснилось, могут пригодиться при очень сильном ветре, чтобы закрепить себя на льду, если до берега далеко);
- бахилы (в холодную или ветреную погоду ехать все же лучше в бахилах, но все, конечно, индивидуально).
Про то, что посетили «кроме»
Листвянка
Как уже писала, в Листвянке есть лимнологический музей (музей Озера Байкал), в т.ч. с аквариумом нерп (7 лет назад аквариума не было!), есть нерпинарий с представлениями, есть куча едален и гостиниц, рыбный рынок. В нерпинарий не пошли, а вот в музей девочки сходили (а мы уже не успевали по времени – надо было ехать в Байкальск). В Байкальске можно покататься на глыжах/сноубордах (курорт «Гора Соболиная»:
http://www.baikalski.com/ ). Трассы ничего так себе (хотя специально ехать из Москвы кататься туда не стоит), подъемник кресельный хорош, а самое обалденное в курорте – это виды с горы на Байкал!!! Видно если не половину озера, то треть точно (в ясную погоду)! Жилье очень дешевое, катание не очень дешевое. В районе Слюдянки и Култука есть беговые лыжные маршруты вдоль Байкала и по нему. Местных катается множество. Ехали в электричке – так буквально несколько вагонов лыжников подсело в тех краях!
Про стоимость поездки
Изучаем...
Уходим из Песчаной
Ночевка с видом на восточный берег
Билеты Москва-Иркутск-Москва (а/к «Сибирь») стоили 6800 руб. Коньки стоили около 2000 руб. (все покупали в разное время, цена менялась). Бюджет походной (коньковой) части (транспорт, продукты, прочее) составил 1300 руб./чел. (на 5,5 дней). Бюджет катательной части в Байкальске (проживание: 300 руб./чел. в съемной квартире; скипасс на будний день – 850 руб., скипасс на половину выходного дня – 750 руб./чел.) составил 3500 руб./чел. (на 2 дня). Гостиница в Иркутске 500 руб./чел. (двухкомнатный 6-местный номер). Такси от гостиницы до аэропорта 140 руб. (влезли вчетвером с кучей вещей). Итого общий бюджет поездки с билетами, коньками, гостиницами, пропитанием, катанием и прочим составил не более 16 000 руб./чел. Для тех, кто не катался (Лиза, Саша) – еще меньше. Для тех, кто брал лыжи/доску в прокате (Витя, Лёня) – чуть больше.
Резюме
Лед Байкала!!!
Байкал зимой очень хорош! Заслуживает отдельной полноценной поездки. Лёд Байкала – идеальный каток! Сам Байкал – источник вдохновения и заряда положительных эмоций. Все удалось! Всем, кто помогал, переживал, участвовал – спасибо!
|