Сувенир

Исследования донной части Сувенира проводились 5-14 августа из ПБЛ на -270м (А.Косманев, Н.Хмелевский, А.Шелепин, А.Ширяев).
Пещера была полностью переснята. Протяженность составила 1455 м, глубина "Старой" ветки 408м, "Новой" - 370м.
При этом обнаружилось, что Новая ветка не идет в сторону Снежной - на упомянутой топосъемке 1987г. оказались перепутаны восток и запад (по-видимому, эту ветку снимали обычным жидкостным компасом, а строили, как будто снимали горным).

Однако в Новой ветке имелся отчетливый ток воздуха (снизу вверх). Поэтому в двух местах А.Косманевым были предприняты восхождения.
В Сухих залах рядом с озером Фиаско подъем по широкому колодцу привел в переточный ход, внезапно закончившийся дырочкой 10х10 см, из которой сильно дуло. Узость оказалась короткой и была расширена (Н.Хмелевский, А.Шелепин). Спустившись на 15м, мы вышли на новый ручей с сильным током воздуха, (локально) идущий в сторону Снежной. Однако ход слишком узкий, требуются расширительные работы (глубина 350м от входа).

Глядя на пример товарищей из экспедиции МГУ (рук. С.Мазина), работавших параллельно по очистке Снежной, мы (совместно с ними) собрали и вынесли из Сувенира почти весь мусор. В частности, в верхней части пещеры когда-то было протянуто 4 независимых телефонных линии, от которых по большей части оставались большие спутанные клубки.
До развилки на -300 весь старый провод вынут и качественно провешена новая линия.
(В "Старой" донной ветке остались две старые параллельные линии, почти целые, но мешают ходить.) Были вынуты банки из-под "овощных консервов Глобус" (см. известную песню Визбора), банка с надписью "Кофе натуральный без цикория" и.т.д. и т.п.

На взгляд автора отчета, с культурно-исторической точки зрения, “пещерный мусор” надо рассматривать и как собрание артефактов. Здесь, впрочем, вопрос в том, где пролегает временная граница - черта, отделяющая немногочисленные экспонаты, рассказывающие о жизни предыдущих поколений спелеологов, от современного мусора.
Ход работ в других пещерах и на поверхности

Б.Галицким вместе с Ф.Ермишиным и С.Воробьевым был произведен поиск входов в пещеры в районе Акугра - Турецкая шапка, записаны их координаты.
Группа Р.Павлова посетила Сахалинскую галерею (система Иллюзия-Меженного-Снежная), однако из-за дождливой погоды и краткости их пребывания на массиве времени на работу по прохождению верхних этажей над рекой не хватило.

Несколько дней ушло на пещеру, маркированную как "ЛСС 86г 53м...", расположенную
прямо на тропе рядом с балаганом пастухов (высота входа около 1760м) (С.Коцба, А.Шелепин, Р.Семенов, Я.Денисов). Координаты входа: 43.263366N  40.711066E. Пещера широкая, старая, с натечными корами, отчетливый ток воздуха наружу. 10м техническое восхождение со дна К53 привело в меандр, за ним оказались колодец и наконец завал на глубине 66м, попытка его пройти успехом не увенчалась.

Один день был отведен на обследование потенциальных входов в зоне леса, найденных весной Р.Семеновым и Г.Тания,
см. http://www.rgo-speleo.ru/reports/2009-05-20-semenov.htm.
Для этого мы перенесли лагерь на высоту ок. 1500м н.у.м. в лес. Там, где весной в снегу были большие протаявшие воронки, нами были найдены небольшие входа или провалы в грунте, но тока воздуха не было. После похода по сильно пересеченной местности с зарослями попытки раскопать в 4м от палатки воронку с маленькой дырочкой, из которой дул холодный воздух, также не привели к успеху.
А.Шелепин также поднялся по тропе к большой воронке, которой заканчивается русло временного водотока со значительной площадью водосбора. Мимо этой воронки он проходил раз 30-40, но не спускался на дно –  ведь все, ходящие по тропе к Снежной, ее видели и наверно многократно хорошо осмотрели...
На дне между крупными глыбами сильно дул холодный воздух. Раскопав в завале (О.Владимирская, Р.Семенов, А.Шелепин) вечером первое, а с утра и второе локальное сужения, мы оказались наверху 5 м уступа, на чем из-за отсутствия веревки прохождение и завершилось.

Трехмерную нитку п.Сувенир в формате программы Топо можно найти здесь:
а трехмерную модель поверхности и пещер всего Хипстинского массива в том же формате - здесь: http://www.rgo-speleo.ru/caves/hipsta/hipsta.zip, открывать файл hipsta.cvx
(для чего нужна последняя версия 0.31 программы,
см. http://www.rgo-speleo.ru/topo/topo.htm)

Основные результаты экспедиции

1. Выполнена полная топосъемка п. Сувенир и ее привязка на местности, найдено продолжение пещеры. Проведена очистка пещеры от мусора.
2. Произведен поиск пещер в районе Акугра - Турецкая Шапка.
3. Над донной частью п. Снежная на высоте около1500м найден перспективный вход с большой площадью водосбора.