совместная экспедиция иркутских и красноярских спелеологов в пещеру Сарма. Руководители: Плотников Владимир (Красноярск), Осинцев Александр (Иркутск)

" Ты снова здесь, ты собран весь :". Мы готовы как никогда - лучшие спелеологи из Иркутска и Красноярска (всего 30 человек), лучшее снаряжение, в пещере сосредоточено огромное количество ресурсов жизнеобеспечения. Три штурмовых отделения (два из Иркутска и одно из Красноярска), - 15 дней работали на глубине от 1300 и далее. В пещере было установлено 4 постоянно действующих базовых лагеря на глубинах 420метров, 700 метров, 1100 метров, 1300 метров. Постоянно работали отделения поддержки.

С отметки 1300 метров была пройдена новая система, получившая название "Перевальная". Огромные гроты и галереи, глубокие колодцы, настоящие горные перевалы - все вселяло надежду достичь значительных глубин. Но на глубине 1480 метров штурмовики уперлись в непреодолимый завал. После этого все силы были направлены на меандр " Трансиб". В нижней части которого существует, так называемая, "зона смерти"- участок 100 метров по вертикали, который полностью перекрывается паводковой волной. Поэтому к штурму "Трансиба" готовились тщательно (воды в этом году было значительно больше) - протягивали телефонную связь, обустраивали навеску, учитывая опыт предыдущего года, а главное ждали погоду. В этот раз два барометра было в поверхностном базовом лагере, и под землей постоянно работал "Suunto" - компьютер, что позволяло не только определять глубину, но и отслеживать динамику изменения погоды и строить метеопрогнозы. И это себя оправдало. Мы пережили в пещере два сильных паводка, но каждый раз люди находились в базовых лагерях. И оставалось только спать-есть и ждать. Ждать, когда спадет вода.

И вот, наконец, благоприятный прогноз - все вперед! Мы готовы идти до предела, до двух километров. Но : Это не гора, где всегда виден конец маршрута. Пещера это всегда тайна, всегда неизведанное. Здесь можно много фантазировать, многое предполагать, но только когда преодолен колодец, пройден меандр, сифон, завал, ты можешь сказать - вот так это есть. Так и сейчас - колодцы привели нас к "глухим" завалам, где мы в этот раз не смогли найти проходы дальше вглубь к заветной отметке - 2000 метров.

Исследования остановились на глубине 1543 метра.

Что же дальше? А дальше опять тяжелая работа, быть может, не на один год. У наших друзей - словаков есть пещера, которая называется "Вечная работа". Так и наши усилия здесь - это вечная работа. В нашем районе, в цирке между Утюгом, Зонтом и Хыркой все входы находятся на высоте от 2100 до2300 метров. Потенциал для открытия пещер глубиной более 2 километров очень хороший. И когда-то это и будет сделано!

Вход в пещеру Сарма находится на высоте 2200 метров над уровнем моря. А карстовый источник "Голубое озеро" - на высоте 104 метра. И если "наша вода" выходит там (а это сейчас -большой вопрос), то возможная глубина пещеры 2096 метров!