В рамках проекта CDP с 26 апреля по 5 мая прошла экспедиция в Крыму. Целью спелео-подводников был поиск продолжение пещеры Ени-Сала III.

Открытая в 1959 году, пещера находится на склоне карстового массива Долгоруковская Яйла. Простой подъезд делает её весьма желанным объектом, правда короткая, всего 200 метров, но непростая сухая часть требует наличия команды поддержки при организации погружений, выходящих за рамки разведки. Заброска снаряжения несколько отличается от хорошо знакомой “тепличным” кейв-дайверам процедуры “подъехал на машине, собрал снаряжение, нырнул”. Неширокий меандр, озёра, камин и прочие спелеологические прелести усложняют условия заброски к сифону.

Сифонная часть пещеры – несколько галерей, разделённых воздушными пузырями. Долгое время считалось, что пещера небольшая – 200 метров сухой части и 200 метров сифонов, заканчивающихся тупиковым пузырём.

Впервые сифоны Ени Салы до этого пузыря прошёл В. Киселёв. Последующие попытки найти продолжение успеха не имели, пока в апреле 2007 года команда CDP под руководством Олега Климчука не предприняла новую попытку штурма Ени Салы. Олег нашёл продолжение основного хода и вышел в другой пузырь, тоже явно имеющий продолжение.

Осенью того же года Олег пригласил второго автора статьи попробовать вместе пройти дальше. За три ходки к первому сифону было заброшено снаряжение, и мы приступили к его сборке. За те 15…20 минут, что мы готовились к погружению, уровень в сифоне вырос на метр, и шум текущей воды превратился в рёв. Немного посовещавшись, мы решили прекратить попытку, забросить снарягу как можно выше, и покинуть пещеру.

Неожиданности начались на выходе через 20 метров. Небольшой ручей в узком меандре превратился в бурный поток, в бывшей когда то сухой части появились полусифоны и сифоны. Первый сифон обошли через небольшую дырку под потолком, а вот со вторым дело обстояло хуже – поднимающаяся вода отрезала нас от выхода. Для преодоления сифона пришлось сбегать за минималистским комплектом снаряжения и проныривать подводную часть “сухого” хода.

Сильная зависимость уровня воды и внутренних условий от осадков была уже известна ранее, но с ударными паводками в Ени Сале никто не сталкивался. Хотя для отечественной спелеологии подобные случаи известны. Так в 80-х годах на всю страну прогремели два ЧП, когда в пещере Пантюхинская группы спелеологов ударные паводки отрезали от выхода на поверхность. По иронии судьбы, в нашей поездке мы воспользовались гостеприимством непосредственных участников тех событий. И вечер после эвакуации был посвящен обсуждению паводков под треск тёплого камина с бокалами хорошего домашнего вина.

Продолжать ли попытки исследования пещеры, - сомнений не было. Пещера нас выпустила, просто дала щелчок по носу, потребовав более серьёзного отношения к себе.

В конце апреля на поляне над логом собрались спелеологи и кейв-дайверы из Кева, Полтавы, Феодосии, Москвы и Челябинска. Кипучая энергия Олега собрала нас всех для попытки нового прохождения.

Первый день. Неторопливо анализируем баллоны, собираем снаряжение, раскладываем это всё по транспортным мешкам, ждём информации из пещеры для составления планов.
Разведгруппа возвращается из пещеры с неожиданной информацией – вместо ожидаемого всеми паводка, имеем очень низкий уровень воды. Первый сифон ниже обычного уровня на два метра.
Решено не тратиться на первый сифон, благо есть обход, а забрасывать снаряжение прямо ко второму сифону, и от этой точки начинать нырялку. Для упрощения заброски спелеологи провешивают перила в сложных местах.

Два дня уходит на подготовительные операции, и только на третий день основная масса баллонов и снаряжения оказывается около сифона.

После подъёма, традиционно проходящего под громкие гитарные рифы Led Zepplin и крики БЗ «Выключите эту гадость!», собираемся на «Совет в Филях».

Решаем, что первая двойка Андреев-Базилевский проверяет ходовик, если необходимо, навешивает в промежуточных пузырях, которые вполне могли превратиться в сухие части, перила, и, если получается, ищет продолжение.

Подходим к сифону, и… видим, что уровень упал ещё на метр. Там где была речка, - небольшое озеро и сухой ход. Ходовик, висящий в воздухе, подчёркивает комичность ситуации и непрозрачно намекает на возможные трудности в пузырях.

Необходимо сказать об одной важной особенности спелеологии. Вес транспортных мешков и объём жёстко лимитируется. Тяжелые мешки или объёмные – вещь недопустимая при транспортировке по сложному пещерному рельефу. Поэтому традиционные для спелеологов баллоны – пожарные 300-барные восьмёрки. Именно их мы берём как основные. В качестве стейджей - первоуральские 10-ки и 12-ки.

Решено, что стейджи оставляем в первом пузыре, если необходимо, будет выбираться из воды.
Одеваем костюмы и собираем подвески, глядя на висящий ходовик. Затем перебираемся через озеро и, удобно усевшись на полочку, одеваем баллоны. В полностью собранном состоянии нужно пройти ещё метров 15 по глине до сифона.

Наконец окунаюсь в мутноватую воду. Хорошо, что одевались не здесь, а на полке. Иначе бы здесь сейчас был ноль: глина жирная и очень лёгкая, взлетает от малейшего движения воды. Но зона плохой видимости быстро заканчивается, вода прочищается.

Юра идёт первым, я за ним. Ход имеет сложную форму, много поворотов, изменений глубины, карманов, но пол везде покрыт глиной, на нём видны отпечатки наших предшественников. К счастью, ходовик везде цел, и мы вскоре всплываем в первом пузыре. Опасения подтвердились: на нас смотрела гладкая наклонная стенка, по которой сбегала вода.

Отстёгиваем стэйджи, и Юра, взяв верёвку, карабкается наверх. Для него, спелеолога с опытом экспедиций в самых глубоких пещерах мира, это не представляет проблему. А вот средне-статистический дайвер вряд ли взлетел бы с такой лёгкостью по стенке.

Юра привязывает верёвку за выступ и кидает её мне. Выползаю наверх, и идём дальше. Не самая приятная процедура идти с баллонами по реке. Ныряем в следующий сифон. Затем ещё один пузырь, который пришлось проползать через узкую щель, снова сифон, и, наконец, мы всплываем в озере, где заканчивается ходовик.

Осматриваемся, коротко обсуждаем пройденный путь и, перевалив через каменный перегиб, падаем в новый сифон. Юра разматывает катушку, я работаю лайт-мэном. Извилистый петляющий ход превращается в щель-шахту, падающую вниз. Отрываясь от пещеры, я смотрю, как меняются цифры на компьютере: 15, 20, 25, и лишь на 36 метрах мы видим выполаживание. Но приводит оно к серьёзной узости. Юра разворачивается головой назад и пробует щель. Судя по тому, что он разворачивается, узость непростая. Смотрю на манометры. У нас всего лишь 8-литровые баллоны, и воздух подошёл к третям. Отходим назад, и стараемся закрепить катушку. И тут я вижу, что начал расти TTS на VR-ке. Упс…Неуютное ощущение. Попали в деку, стоим на 36 метрах, а дышим из маленьких баллончиков. Такого прыжка в глубину от пещеры никто не ожидал. Сигнализирую, что пора сматываться. Совместными усилиями завязываем ходовик и начинаем подъём. Возвращаться приходится в традиционно плохой видимости. Полюбоваться шахтой не удаётся.

Оставшиеся сифоны проходим без приключений. И вот мы уже перед глиняным уступом, с которого мы недавно спускались в воду в начале погружения. Выход на него оказывается задачей нетривиальной. Приходится, изображая из себя тюленей, разгоняться в воде и “выпрыгивать” на “пляж”. Доползаем до места, где нас ждёт команда поддержки. На вопросы “ну что?” радостно показываем катушку, с которой смотано около 50-ти метров.
Выход из сухой части проходит на одном дыхании. Адреналин, гуляющий в теле после погружения, быстро выносит нас на свет и тепло.

Сидя под тёплым крымским солнцем, вкушаем аромат горячего чая. Что дальше? Насколько проходима щель? Вся надежда на готовящуюся к погружению на следующий день двойку. По виду узость не сдастся без боя, но и мы не хотим отступать. Завтра попытку прохождения предпримет Олег Климчук. Его уникальный опыт прохождения сложных сифонов в глубочайших пещерах мира – это наш козырь. В паре с Олегом пойдёт Юля Савенко.

Олег Климчук

На старте мы имели по две семерки, в конфигурации сайт-маунт по 300 бар. Чтобы сберечь этот запас для попытки первопрохождения, я использовал дополнительный стейдж 10L с 200 бар воздуха, из которого дышал до трети. На отметке 180 м от начала сифона стейдж был пристегнут к шнурку и оставлен на возвращение. Дойдя до воздушного пузыря на отметке 220м, я расстался с Юлей и очень быстро стал набирать глубину вдоль ходовика, поставленного предыдущей двойкой. Достигнув точки, где развернулись ребята, привязал гранату к концу ходовика, и сходу вошел в щель. С боковой подвеской проходится легко: так, локальное сужение, если бы не глубина.
Пещера продолжается просторным разломом. На дне белый крупный песочек. Неаккуратно задев его, обращаю внимание, что он не дает сильного замутнения. Все происходящее начинает восприниматься как бы со стороны, как будто ты смотришь кино про себя. На глубиномере –39, от щели размотано около 50 м. Возникает желание бросить катушку на грунт и уматывать отсюда. Stop-Breethe-Think-Act. Наверно меня «торкнуло» азотом, если я стал допускать мысль бросить свою «фартовую» катушку с которой пройдены все сифоны в Вороньей. Концентрирую свой мозг на возвращении, чуть подмотав катушку, нахожу хороший выступ для перестежки. Завязавшись, обрезаю катушку и возвращаюсь, придерживаясь за шнурок. VR3 потребовал первую остановку глубоко, на 22 метрах две минуты, затем ещё две минуты на 10 метрах, а потом ещё и на 6-ти, здесь я стал даже мёрзнуть.

Уставшие, но счастливые Олег и Юля покидают пещеру, а команда поддержки начинает самую трудную работу – выброску снаряжения. Они заканчивают лишь к полуночи, и собираются вокруг кухни на запах приготовленного Мастером Лу супчика.

Заключение

Результаты экспедиции смело можно назвать не только долгожданными, но и весьма примечательными. Найдено продолжение пещеры, хотя много лет считалось, что она закончилась.
Несколько дней вся команда работала на одну цель – найти продолжение пещеры. И пещера пустила нас. И мы туда обязательно вернёмся. Теперь надо менять тактику прохождения. Возможно, переходить на тримикс, делать заброски баллонов. Но главный шаг сделан – найдено продолжение.

Авторы:
Андреев Сергей
Олег Климчук

[фотографии из экспедиции на сайте CDP =http://www.cdp.in.ua/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=37&func=viewcategory&catid=12]