Дни 1-3: Междуреченск – р. Федоровка
Фото. 1. Сбор на ЖД-вокзале Междуреченска перед стартом
Фото. 2. Паром через Томь в Майзасе.
Фото. 3. Дорога от пос. Майзас
Фото. 4. Вдоль р. Майзас
Фото. 5. Серпантин на спуске с пер. Майзасский
Фото. 6. Начало подъема вдоль ЛЭП
Фото. 7. Спуск с пер. Изыгаш в долину р. Колос
Фото. 8. Седловина пер. Изыгаш. Слева – подъем.
Фото. 9. «Дорога» вдоль ЛЭП из Ортона
Фото. 10. Подъем на пер. 706 м.
Фото. 11. Саня на спуске с пер. 706 м.
Фото. 12. Дорога до Большого Ортона
Направление везде указывается по ходу движения, время Томское (GMT+6). Километраж сквозной, измеряется от ЖД-вокзала в г. Междуреченске.
Из Томска выехали в 21:00 26 июня на заказанном до Междуреченска ПАЗике. Обошлось в результате 1600 с человека. Рюкзаками и байками забили всю заднюю площадку и часть прохода, 3 велосипеда даже не разбирали. В 5:00 приехали на ЖД-вокзал Междуреченска. В честь нашего приезда тут же прошел ливень.
День 1. (27.06.2009)
Под навесом здания ЖД-вокзала собрали велосипеды и в 6:00 выехали в сторону Майзаса. Идет мелкий моросящий дождь. Немного заплутали, раньше времени переехав ЖД через путепровод, но в конце концов выбрались за город на асфальт, ведущий вверх по р.Томь. 20 км – приехали к понтонной переправа через Томь, но нынче в половодье её смыло и вереницу понтонов собирали снова в «мост» вдоль берега, а через реку курсировал катер. Переправа обошлась в 20 руб. с человека (10 руб. – сам человек и еще 10 – байк с рюкзаком).
На той стороне реки в пос. Майзас начинается гравийка, ведущая в Ортон. Дорога отличная – профилированная, трафик – 1 машина в час, идет вдоль р. Майзас, периодически пересекая её по мостам. Распогодилось – после обеда все уже в шортах и футболках. Большую часть дня движемся к перевалу Майзасскому (734 м.), постепенно и плавно набираю высоту. В 47-ми км от старта начинается непосредственный подъем на перевал, в этом месте у дороги находится родник. Уклон ощутимый, в 13:30 поднимаемся на небольшую седловинку, где дорога делает крутой поворот влево, с седловины видно долину р. Кизес. От нее еще чуть больше километра и мы на седловине Майзасского перевала (14:00, 53 км, 736 м над у.м.).
Спуск с перевала серпантином и на большой скорости, в самом низу пересекаем по мосту р. Кизес (60 км), здесь же находится поляна, на которой раньше была деревня Кизес. Начинается очередной пологий подъем в следующему перевалу – Изыгаш (985 м.) пытаемся найти место под бивак, но безуспешно проезжаем около 10 км – вдоль дороги либо тайга, либо болотные «пампасы» в пойме р. Бол. Изыгаш и всё под уклоном. В конце концов, находим подходящее место перед очередным мостом через реку километрах в 5 от седловины следующего перевала (17:35, 69 км). Во время ужина прошел короткий и неожиданный для всех дождь.
День 2. (28.06.2009)
Хорошо отоспавшись в 10:00 выезжаем на перевал. Моросит мелкий дождь. Дорога всё та же отличная гравийка, сделанная из плотно спрессованного песка. Сделав несколько крюков серпантина, дорога выходит на седловину перевала Изыгаш (11:00, 75 км, 985 м над у.м.). На седловине старый песчаный карьер (видимо его использовали при отсыпке этой самой дороги) и 57-й километровый столб.
Спуск такой же, как с предыдущего перевала – скоростной с серпантином, местами в дорогу уложены бревна, чтобы не размывало, что создает некоторую «изюминку» при «полетах» на больших скоростях. Спуск выводит к р. Колос и дальше вдоль нее мы спускаемся до окраин Ортона (13:20, 99 км). По дороге Алена рвет по корду покрышку и остаток похода продолжает на одной из 3-х запасных покрышек.
В сам Ортон мы не заезжаем, а немного возвращаемся назад к кладбищу, где по нашей карте начинается дорога, ведущая в Бол. Ортон. Она действительно когда-то там была, на нашей карте 1988 года она обозначена, как и ЛЭП, ведущая вдоль нее в Ортон. Ехать по ней в начале невозможно, потому что уклон большой, а сама дорога больше напоминает старую конную тропу. Начинается пешая часть нашего велопохода… Постепенно выполаживается, но и дорога превращается в заросшую всем, чем можно в этой местности, тропу идущую вдоль ЛЭП (16:00, 102 км) Посменно прокладываем тропу через заросли малины, ивы, крапивы и пучки по просеке ЛЭП. Процесс осложняется обилием комаров, периодическими болотами, буреломом и острыми обрубками срубленных кустов в траве. Средняя скорость около 1 км/ч. «Тропоукладчики» начинают меняться чаще, т.к. расход сил очень высок. Появляются первые покушанные клещами.
Через 2 км от начала этого безобразия начинается спуск и появляется какое-то подобие колеи с канавой глубиной в метр. Оказавшийся в этот момент первым Саня – садится и едет вниз по «пампасам» с воплями радости, остальные присоединяются. Так довольно «быстро» (скорость не превышала 10 км/ч), хлеща себя и других ветками и несколько раз падая в канаву мы выезжаем к правому притоку Ортона, где форсировав пару его собственных притоков, устраиваем бивак. На этом месте видимо некогда был бивак у охотников или еще кого – нашли костровище, несколько шлакоблоков и скамейки.
Все купаются в ручье, на котором встали и отбиваются от комаров до отбоя.
День 3. (29.06.2009)
Выехали снова в 10, а точнее потолкали по болоту и заросшей дороге свои байки дальше. Но судьба оказалась благосклонной к нам и через 200-300 м. перейдя в брод выше указанный приток Ортона, мы вылезли на отличную грунтовку. Мокрая каменистая грунтовка с обилием луж и местами грязная стала подниматься в сторону небольшого местного безымянного перевала в 706 м – водораздела двух соседних правых притоков р. Ортон. Она-то и ведет из пос. Ортон в Балыксу, собственно кусок этой дороги мы и обошли по «пампасам».
Набрав 240 метром за 9 км вылезли на седловину этого перевала (11:15, 108 км 706 м над у.м.) – седловина особо ничем не привлекательна, кроме поворота дороги и уширения. Спуск с перевала оказался интереснее подъема: дорога «оборудована» кучами срубленных веток и длинным каменистым участком с текущим по колее ручьем. В конце концов, выезжаем к полуразрушенному мосту через р. Ортон, где оказывается, что приехавший первым Саня еще вверху даунхила упал, разбив себе коленку и поцарапав живот. Короткая медицинская процедура, и дальше уже по хорошей дороге вдоль Ортона, но с обилием луж.
Макс пробивает колесо, и т.к. планируется обед в ближайшее время, отправляет всех искать место у воды, а сам тащит байк и рюкзак 2 км на себе к обеду. Практически сразу после обеда въезжаем на окраины бывшего Большого Ортона (14:10, 115 км). Развалины поселка занимают довольно большую площадь вдоль реки Ортон, все дома разрушены, при чем многие видимо насильственно, много запчастей от техники. Скорее всего, в поселке жили золотодобытчики и лесорубы. Стоит отметить, что место очень живописное и красивое. На выезде прямо у дороги стоит разрушенный дом, в огороде перед которым до сих пор цветут красные маки.
Дорога от Ортона идет хорошая – укатанная грунтовка, хотя преобладает покрытие из крупного трамбованного камня. В 2 км от развалин, в месте слияния рек Ортон и Федоровка, всё распахано вдоль долин обоих рек – здесь мыли золото в промышленных масштабах. Возле развилки дорог стоит указатель «Междуреченск 98 км – Балыксу 52 км», за ним дорога переходит вброд Ортон (14:50, 117,4 км), и дальше мы едем вверх по Федоровке. Каменистая грунтовка, иногда встречаются отрезки крупнобулыжной «мостовой», огромное количество глубоких луж. Несколько раз дорога переходит вброд через реку, т.ч. приходится таскать байки на себе. Очередной раз Макс пробивает камеру – сегодня не его день.
Встречаем первую машину более чем за сутки – «Газель» с тувинскими номерами. Водила удивляется нам и интересуется, проедет ли он до Ортона и дальше в Междуреченск. Мы сошлись на мнении, что проедет, если поедет по дороге, а не повторит наш путь. Проехав еще некоторое время, находим отличное место для ночевки (18:20, 129 км) – остров на реке, с гладкой каменистой поверхностью и кустами.
Фото. 13. Медобработка ранений Сани от падения на спуске
|
Фото. 14. Руины поселка Большой Ортон
|
Фото. 15. Руины дома на окраине Бол. Ортона
|
Фото. 16. Переправа через Ортон в слиянии с Федоровкой
|
Фото. 17. Дорога вдоль Федоровки
|