Пещера представляет собой систему субпаралельных колодцев, соединеных очень узкими щелями(5-10см). небольшой (0,1л/мин) водоток принимает несколько равнозначных притоков и увеличивается до 0,5л/с. Пещера заканчивается узким меандром с сильной тягой воздуха

Начало раскопок
Заезд

Собрали большую команду. Позвали старых саратовских друзей, Лешу Шелепина, Володю Усольцева.

Заехали на микроавтобусе Ежова  до куда смогли, последние 100м автобус пришлось толкать. У конца дороги во дворе дома приветливый абхазец копал огород. Мы вежливо спросили, где нам можно расположится лагерем. Мы читали у Нора, что рядом с пещерой в доме живет одинокий абхаз Василий, который радушно принимает гостей. Но после 3-4 рюмки он начинает в гостях видеть чертей и бегает за ними с цалдой.

Абхаз, который копал огород, сказал что этой весной его дядя, бедный Василий, умер, дом пустой и мы можем в нем остановится.  Принимать предложение было стремно,  но отказываться было опасно - вдруг у племянника такая же наследственность.

В общем мы заселились.  Во дворе стояла большая ванна, очевидно украденная с форелевого хозяйство, полная дождевой воды. Нам в принципе удобств хватало. По дому со скудной меблировкой, было видно, что хозяин  привык довольствоваться малым.  Из всей литературы, найденной в доме -5 см пачка протоколов, из которых было ясно что основным развлечением хозяина дома были пьяные драки в столовых, воровство, побеги из тюрьмы. Последний протокол, составленный уже в свободной Абхазии, был про кражу у соседа козла-волоха (тот что ведет стадо баранов) и его съедание.

В общем мы поняли, что нам крупно повезло, что не зашли в этот дом в январе.

Работа в пещере

Прокопали земляной конус в верхней части пещеры и дошли до щели, которая остановила Нора.  Из щели вдохновляюще дуло, но её надо было расширить. Нор писал, что они засунули в щель  гранату. Шуму было много, толку никакого.  Действительно щель была вся в копоти.  Усольцев скрутил самокрутку из фольги и скотча. Просверлили дырку в краю щели, засунули самокрутку. Помогло, оторвался хороший кусок.  Дырки сверлили перфораторами 220в.

Электричество брали от верхнего домика Гарика.  На третью  ночь кабель украли. Гарик очень расстроился, сказал, что знает кто это сделал, но всё рано пришлось нам покупать новый кабель.

После щели попали в колодец стакан, пол которого был покрыт метровым слоем глины. Мы ее раскопали, но под ней было монолитное дно.  Куда копать дальше стало непонятно. Тяга витала в воздухе, но неизвестно откуда.  Была небольшая борозда в стене, но пальцы входили в неё на 2 фаланги и упирались в стену. От безвыходности я засверлился просто в стену и бухнул.  Гулкое эхо показала что за стеной пустота. Быстро разобрали стену, спустились в 12м колодец. За ней небольшой зал и новая щель. С этой щелью помучались. Она шла вниз под 45 градусов, что доставляло много хлопот по вытаскиванию отвала. Но и её прошли. И снова колодец и новая щель.  Щель оказалось нудной , но через двенадцать метров вдруг появилось ответное эхо. Шелепин сказал что эхо появляется на расстоянии не больше 5 метров до объема.  Так оно и вышло – через 6 метров щель кончилась уступом, а за ним новая щель.

Нашему упорству способствовала сильная тяга. При работе перфоратором приходилось одевать очки чтобы не запорашивать глаза.  Да и работать было удобно- сухо и не жарко.

На этой оптимистичной ноте мы и закончили экспедицию