Марокко / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Марокко. По красной планете от снегов до пустынь.

30 марта - 20 апреля 2013 г.
Поход получился разнообразным во всех отношениях. Мы увидели необычайно контрастные природные зоны: от снежных перевалов до саванн и пустыни! Испробовали на себе все прелести погоды: от снежной метели с градом до палящего солнца :)) Каждый день приносил новые впечатления! Горы, сверкающие снегом перевалы, водопады, каньоны, разноцветные грунты, серпантины, океан и пасторальные долины
Нитка маршрута
Касабланка - Фес - Ифран - Зейда - Мидельт - Агудаль - Дадес - Тазарин - Загора - Варзазат - Айт-Бен-Хадду - Марракеш - Узуд - Бени Меллаль - Касабланка
Общее 
График движения.

 день Маршрут..........................................................
Расстояние Набор высоты 
Сброс высоты
Погода..............  Высота ночевки
 30
 СПб - Стамбул
     
 
 31  Стамбул - Касабланка
     
 
 1  Casa - Fes - ст.1
 16  183 90
Переменно, +15
 405
 2 ст.1 -  Fes - ст.2
 59.6  1214 264
Ясно, +20
 1430
 3
 ст.2 - Ifran, /Ifran - Zaida/ - Ait Ayach
 20  300 91
пасмурно, дождь, +5
 1450
 4  Ait Ayach - Midelt - ст.4
 47.6  848 299
ясно, +15, сильный ветер
 2053
 5  ст.4 - пер.2254 м - Cirque du Jaffar - Ait Ouchen
 32.5 586
774
снег, град, ветер, мокрый снег, около 0 гр.
 1820
 6  Ait Ouchen - г. Бу-Тиргак 1950 м - Tagoudit - выс.2385 м - Anemzi - пер.Tizi Timicha 2409 м -  Anefgou
 69.3  1393 1243
ясно, +15
 1935
 7  Anefgou - Tigaduin - пер.2649 м - Imilchi - Akdim
 66.6  1323 959
ясно, +10+15
 2304
 8  Akdim - пер. Tizi-n-Timeduin 2764 м - Agudal - пер. Tizi-n-Verz 2920 м - ст.8 (2808 м)
 37.9  943 506
ясно, +10
 2711
 9  ст.8 - Ait Moussa Wichou - Msemrir - г.проход Tizi-n-Dades - ст.9
 62.2  792 1818
ясно, +20+30
 1730
 10  ст.9 - Boumalne Dades - Tagdit - Piste a Tizi Tazazert - ст.10
 69.7  1376 951
ясно, +30
 2143
 11  ст.10 - пер. Tizi-n-Tazazert 2300 м - каньон Afessa - Vaurit -пер. 1165  м - Douar Ait Maasoud - Tazarin
 78.5  568 1840
ясно, +25
 861
 12  Tazarin - Tamerit - пер.889 м - ст.12
 58.2  385 351
ясно, +30+35
 899
 13  ст.12 - пер.968 м - г.проход Tizi-n-Draa - Zagora - /Quarzazat/
 50.9  237 405
ясно, +40
 1132
 14  Quarzazat - Tabouraht - Ait Ben Haddou - Taifaste
 42.4  606 368
ясно, +30+35
 1369
 15  Taifaste - Telouit - пер. Tizi-n-Tichka 2216 м - Uriz
 77.8  1751 1624
ясно, +35
 1515
 16  Uriz - Ait Ourir - пер. Tizi-n-Ait Imguer 1512 м - Marrakesh - /Ouzoud/
 90  636 1677
ясно, +25
 775
 17  Ouzoud - выс.1033 м - Moulai Aissa - пер.Tizi-n-Ougdeni 1259 м - ст.17
 45.3  1435 1343
ясно, +25+30
 873
 18  ст.17 - Ouled Said - Beni-Mellal - /Casa/
 50  175 511
ясно, +30
 563
 19  Сasa - Istambul
     
 
 20  Istambul - СПб
         
     993.5  14753  15114
 
Транспорт

Авиаперелет:
Из Санкт-Петербурга до Касабланки летели компанией "Турецкие авиалинии", билеты приобретали почти за полгода, сразу же предупредили компанию о том, что летим с велосипедами. Стоимость в ноябре была 11300 р (туда/обратно). Ребята из Москвы также приехали в Питер поездом, потому что из Москвы перелет Люфтганзой получался дороже из-за 100 евро в одну сторону за велосипед (судя по правилам перевозки спорт.инвентаря на межконтинентальных рейсах)
Сразу оговорили провоз велосипедов, за это платили 30 евро (можно рублями) уже в нашем Пулково-2 на стойке регистрации. На обратном пути местное представительство содрало 60 евро как за 2 отдельных перелета, никакие доводы о том, что сюда летели за 30 евро не подействовали (оказалось, что Пулково ошиблось, и взяло с нас меньше).
Перелет туда и обратно состоял из 2-х сегментов: СПб - Стамбул, ночевка, Стамбул - Касабланка.
Место в отеле оплачивает авиакомпания. В аэропорту Стамбула нужно пройти паспортный контроль и после этого в правой части аэровокзала подойти к окошечку Hotel Desk, предъявить паспорт и посадочный талон, и вас распределят  и отвезут на специальном автобусе прямо к подъезду отеля и потом обратно к самолету. В нашем случае оба раза это были *****отель Renessance и ****Hilton Garden.
В плане еды - шведский стол, мы оба раза успели воспользоваться только завтраками. Разнообразие еды огромно.
Минус и конкретный был один - после Стамбула в Касабланку не прилетел 1 велосипед. Мы прождали сутки в аэропорту до следующего такого рейса, но велосипед исчез.
Аэропорт в Касабланке в плане питания ущербный донельзя: ни первого, ни второго вы там не найдете...:( На втором этаже в левом конце есть кафе, где продают сухие салаты - просите майонез и соль!!! А в правом конце второго этажа напротив кафе у окна очень удобно ночевать на полу (расстелили пенки и спальники - никто слова не сказал).

Электричка: Аэропорт (Mohamed V airport) - Касабланка (Сasa Voyageurs)
Так как аэропорт находится в 30 км от города, выбраться с него удобнее электричкой, которая ходит каждый час. Стоимость фиксированная 40 Dh (дирхам), билет можно купить в кассе или через кассовый терминал, что гораздо быстрее (разобраться там несложно). Одновременно можно купить до 4 билетов. За багаж отдельно платить не надо. Ехали вторым классом, тамбуры большие, но мы поставили велики в 2 тамбура, чтобы не мешать людям выходить и заходить. Также оставляйте проход для тележки... в поездах ходит работник жд транспорта с тележкой и продаёт всякие "вкусности" (как у нас в элках барыги с сумками).

Поезд: Касабланка (Сasa Voyageurs) - Фес
На вокзале купили билеты до Феса. Здесь нужно быть внимательными, и лучше спросить заранее, есть ли багажные места в поезде. Мы столкнулись с тем, что на обычный пассажирский поезд (вагоны как наши купейные) нас просто не пустили, и сказали, что нужно ехать на следующем. Тамбуры небольшие, в салоне вагона есть стеллажи для багажа, а велы мы везли прямо на сиденьях - денег с нас за багаж не взяли.

Автобус: Марракеш - Касабланка, Загора - Варзазат, Бени-Меллаль-Касабланка.
Автовокзал (La Gare Routiere).
Подброски на маршруте частично были рейсовыми автобусами. Удобно тем, что недорого и много места для багажа и велосипедов.
Стоимость проезда с великом и рюкзаком :
Загора - Варзазат - 90 dh/чел (60+30 багаж)
Марракеш - Касабланка - 170 dh/чел.
Бени-Меллаль Касабланка - 100 dh - весь багаж (на троих) + 60 dh/чел.

PS: комфорта от автобусов не ждите - кондиционера нет, и грузите багаж сами, ибо потом с вас будут трясти деньги за укладку багажа!!!!

Такси: Ифран - Зейда, Марракеш - Узуд
Три вида такси, всё старые мерседесы: микроавтобусы, легковушки и реже минивэны (последние не везде есть, в мелких городах лучше на них не рассчитывать). Микроавтобус на 8 и минивэн на 3 человек с вещами и велосипедами обошелся каждый раз в 1000-1150 dh на расстояние до 150 км.
Торговаться надо обязательно, можно довольно заметно снизить цену. Водители легковушек наглые до безобразия, будут уверять вас, что увезут вас с вашими велосипедами в багажнике в количестве 4-х 5-ти и так далее человек  - мы рисковать здоровьем великов не стали, всегда находили альтернативу: микроавтобус, минивэн или рейсовый автобус.
Карты, язык, прививки

Карты
*На торрентах можно скачать файл по Марокко в виде исполняемого файла maroc-topo-20070722

*У меня есть карты для навигатора Garmin:
- gmapsupp.img - 443 Мб
- файл в формате marocco.img - 19.1 Мб
- файл в формате marocco.jnx - 100 Мб
Пока не придумала, куда их выложить, чтобы можно было скачать, так что если потребуются - обращайтесь.
Карты 2-х км в формате *.jpg постепенно выкладываю и сделаю привязки.

Язык
Основные языки - арабский и французский, в крупных городах еще кое-где можно объясниться на английском (на вокзалах, в отелях, например).
В удаленных местностях при незнании языков довольно просто обходиться бумагой и ручкой. Все расчеты на базарах, лавках и т.п. пишутся, зачеркиваются обеими сторонами до нахождения суммы, удовлетворяющей всех )) Кстати русско-французский разговорник нам помог, чтобы пояснить, что же мы хотим купить или найти.

Прививки
Никаких дополнительных прививок для посещения Марокко не требуется. Для собственного успокоения можно поставить от кишечной палочки.

Деньги, еда, бензин, связь и прочее

Деньги
Обменять деньги можно прямо в аэропорту в пунктах обмена. Обязательно надо сохранить бумагу об обмене средств, без нее невозможно после сделать обратный обмен оставшихся средств.
Курс по стране одинаков. В городах и городках есть обменники и банки.

Еда.
В крупных городах проблем с питанием и покупкой продуктов нет.  В маленьких и удаленных поселках сложнее. Выбор ограниченный, но минимальный набор все-таки присутствует.
Мясо сушили сами, из расчета 8 кг свежего мяса на 4-х человек на 3 недели. Выход сухого продукта примерно 1.7-1.9 кг.
Все остальное можно купить или поесть в кафе в поселках. Наш рацион не отличался сильным разнообразием, но при возможности покупали свежие овощи (все те же привычные нам) и фрукты, варили супы, пили соки и лимонады.
На завтрак молочная рисовая каша или макарошки с мясом, на перекусы чаще всего брали лепешки, сардины в масле, плавленные сыры, кексы, шоколадки и соки. Умяли  постепенно 3 кг фиников.
На ужин - супы или макароны с мяском, майонезами, кетчупами и прочими приправами, салатами из овощей. Очень плохо обстоят дела с колбасой, её в привычном нам виде нет - продают банки с палкой колбасы внутри, но по вкусу она напоминает паштет, а не мясо...:( Тушёнку так и не узрели, а сырое мясо висит тушками на улице.
Национальное блюдо - таджин: тушёное мясо с овощами в глиняных тарелках с крышками. Вкусно готовят не везде и мясо используют разное, но если вам попадётся хорошо приготовленное блюдо... ммм.. пальчики оближешь!! Самые вкусные были в придорожном кафе по дороге из Феса в Ифран и в берберской семье.
Советую перед заказом посмотреть на размер тарелок, выбрать нужный и сказать количество!
И вот ещё что, ничего не употребляйте в пищу, пока не узнаете цену, после поедания очень сложно вести переговоры о цене, а ценник вам заломят по полной, уж поверьте!

Вода, питье.
Воду для питья в дороге покупали в бутылках, хотя в горах пили из ручьев, вода вкусная и чистая. На стоянках, если рядом была вода - готовили на ней.
Чай листовой, скорее это зеленый чай. Местный берберский чай подается в маленьких стаканчиках, терпкий и одновременно довольно сладкий.
Самое вкусное - это конечно апельсиновые соки, особенно свежевыжатые, стоят 10 дирхам 0.5 литра, сок выжимают прямо на улице перед вами!

Приготовление пищи.
Готовили на двух мультитопливных горелках Kovea Booster+1. Если предстоит несколько дней пробираться по горным дорожкам, бензин нужно брать с собой в бутылках. В отдаленных поселках его нет, машины ездят на солярке (gazolin).
Возможностей для костра там мало (если только это не редкие лесные участки). У нас случился только один костер (у здания закрытой почты были дрова), заодно грелись )))

Связь.
- Сотовая связь есть везде, даже в самой глухой дыре наверное, как и спутниковые тарелки!! Симки лучше сразу покупать в аэропорту, там вам хотя бы объяснят на английском или французском, как пополнять счёт и проверять баланс, а также пояснят тарифы. Мы покупали в маленьком городке, так и не поняли, как проверить баланс - продавец-араб.
- В группе использовали 2 рации, что позволило быстрее ориентироваться при поисках мест под ночевку и на спусках с перевалов, когда не все участники находятся в зоне видимости.

Батарейки, зарядки
Зарядить телефоны и аккумуляторы для раций можно в кафешках, пока ждали еду, всегда шли на встречу. Также использовалась портативная солнечная батарея. При том количестве солнца на маршруте это очень выгодно.
Запас батареек для навигатора брала с собой (Duracell)
 
Аптека.
Лекарства продаются в больших и малых городах, в посёлках ничего нет, а если и найдёте у местных барыг, то ценник скорее всего вас поразит не в лучшую сторону. В Бумальн-Дадес нам попался продавец-марокканец, который четыре года в 90-х учился в Курске и очень сносно говорит по-русски.

Торги.
Торгуйтесь всегда, торгуйтесь везде и со всеми! Кроме как в поездах и рейсовых автобусах, ну ещё в магазинах с фиксированными ценами тоже не стоит торговаться :)) Цены скидывали в 10, 15, 20, а бывало и в 25 раз!! После того, как вы установили свою планку в цене, вы уже не можете предлагать цену ниже... Арабы берут деньги за все свои услуги: советы, укладка багажа в автобус и так далее... Всегда спрашивайте сколько это вам будет стоить!! Расскажу пару случаев:

Случай первый:
Катались мы по Загоре в поисках дорожки к дюнам, уж очень нам припёрло увидеть их! Подъезжает к нам араб на мопеде и предлагает провести нас к дюнам... Я сразу поинтересовался ценой на его услуги, ответ был такой: "сколько не жалко". Араб провёл нас очень красивыми улочками к пескам за городом, настоящие дюны были далеко за хребтом... Узнав, что нам нужна подброска до Урзазата, он предложил зайти к нему в дом на чай, где он якобы решит и эту проблему - поехали... Дом оказался лавкой, нас угощали чаем и впаривали всякие сувениры... время шло, но араб кормил нас 10-ти минутками: "ещё 10 минут, ещё 10 минут"... Мы не выдержали и пошли собираться в путь на поиски машины, но такси нашлось тут же (нас специально держали в доме с целью продажи нам всякой дряни)!! Это были 2 мерседеса седан без багажника на крыше, нас начали уверять, что всё влезет - мы отказались и поехали искать микроавтобус. Араб на мопеде продолжил нас преследовать и на одной из остановок стал просить плату. Далее пишу диалог  мой и араба в переводе на русский:

Я: Сколько ты хочешь?
Араб: 20 дирхам с человека!

Даём 50 дирхам и говорим, что хватит этого! Из отеля выбегают арабы и начинают откровенно наезжать!!

Арабы: Он тратил время, бензин, сотовую связь - надо это всё оплатить!!!!
Я, обращаясь к нашему арабу: Договор был таков: сколько нам будет не жалко, верно?
Араб: Хорошо, хорошо!

Он забирает полтинник, и все довольны, хоть он и сопровождал нас до автовокзала.

Случай второй:
Марракеш. Договариваемся с арабом о подброске на водопад Узуд на минивэне, болтали не менее получаса, сошлись на цене 1150 дирхам. Когда мы упаковались в машину к его брату, он начал клянчить себе 50 дирхам за услуги, я  напомнила, что договаривались на 1150 дирхам! Он сказал: "Только благодаря вашей потрясающей улыбке ничего не надо:)"

Вывод: Торгуйтесь и улыбайтесь!:)
Поломки, проколы и пр. потери

Проколы камер - были у всех, кроме Сергея Шонина и меня. Мы оба ехали на швальбовских антипрокольных покрышках: Marathon Plus ATB и Marathon Mondial Tyre
Петухи - сломаны 2 штуки: на перевале 2920 м у Сергея Исаенко, заменили на стоянке рядом; у Юры - запасного не было несмотря на предупреждение, пришлось точить напильником и ножовкой из подошедшего по креплению петуха с другого велосипеда. Задние передачи заработали нормально.
Цепь - порвана около 10 раз Юрой, не поменял цепь перед походом. Решалось по мере обрывов заменой изношенных звеньев на запасные куски, замками.
Покрышка - разрез у Рафа. Поменяли на запасную фолдинговую.
Спицы - замена 4-х спиц на колесе у Рафа
Багажники - у Сергея Шонина и меня в предпоследние дни, в Марракеше. Замена винтов.
Рог с частью руля сломан в результате падения Юры.
Манетка переднего переключателя сломана в результате падения Юры.
Дуги палатки (фиберглас) - треснули 3 дуги от ветра.
___________________

Что касается потерянного велосипеда.. В Касабланке есть магазин "Декатлон", в котором после суток бесполезного ожидания, был куплен велосипед RockRider с дисковыми тормозами, пер.переклюк Turney, задний SRAM x5. Куплен заплечный рюкзак на 40 л. Багажников к сожалению в магазине не оказалось, а контактные педали закончились.
*При выборе выяснилось, что оказывается бывают модели велосипедов с передним дисковым тормозом, а задними ви-брейками )) Вот такие хитрые бывают велики ))

В последствии страховая компания возместила ущерб от потери велосипеда по весу потерянного багажа - 600 р/кг, выплатили по максимуму за 35 кг.

Вещички пропали только те, чтоб были утащены детьми: перчатки, дождевик, бахила (одна )))
Впечатления навскидку

Марокко - необычайно разнообразная страна. Каждый день вокруг нас было все по-иному, не надоедало и удивляло.
Темнеет быстро и полностью. В апреле после захода солнца в р-не 18.30-18.50 становится холодно. Температура может опускаться до нуля градусов особенно в горах. При луне и ясной погоде можно перемещаться без фонаря :)
Дети - разные, попрошаек много, но сильно навязчивых встретили один раз. Потери после общения с ними: дождевик, одна пиковская бахила, пара велоперчаток и трусы )))))) Носки вытащили, но заткнули обратно ))
С ветрами, если повезет, можно многие километры почти не крутить педали, а если не повезет, то придется упираться из всех сил, чтобы остаться на дороге :)
Воду в горных ручьях можно пить, если она без примеси глины. Визуально это видится ясно.
Скорпионы - вещь неожиданная в пустынной части, не знаешь, где наткнешься, поэтому ходить лучше в кроссовках.
Горлышки бутылок покупной воды чуть шире диаметром, чем те, на что рассчитаны наши фильтры.
Асфальтовые дороги в подавляющем большинстве хорошего качества. Грунтовки чаще тоже.
Местные жители приветливы и гостеприимны. 
Свежевыжатые соки - верх вкусовых ощущений :) Апельсины с корицей тоже ))
Сардины в консервах, плавленные сырки - отличный способ перекусить в обед.
Торговаться надо везде :) При торге удается сбить цену от 2 до 20 раз :)
Если вы заказали таджин, обязательно поясняйте, какой именно величины он вам нужен (просите показать посуду): средний таджин хорош на двух человек. И учитывайте, что время приготовления будет не менее 1,5 часов.

Комментарии
Спасибо за отчет, потрясающе) Так много интересных нюансов. 
Iron Kate04.12.13, 00:29
"Наверное так собираются в бой" - жесть какие агрессивные дети, за бонбон кидаться камнями;((( а вы, как всегда, на высоте! 
(в прямом и переносном смысле). Спасибо за новый маршрут!
Солёный Пёс18.10.13, 22:00
Просто невероятно интересное путешествие. Такое разнообразное - и погода, и люди, и горы и дороги, и фауна 
. В нашей широте берез и сосен такой формат диковина.
Классный отчет!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Опубликовал: Скородумова Татьяна, Шонин Сергей (курсив)