{1}
##LOC[OK]##
{1}
##LOC[OK]##
##LOC[Cancel]##
{1}
##LOC[OK]##
##LOC[Cancel]##
Вход / Регистрация
Моя страница
маршруты
фото
карта путешествий
друзья
редактировать профиль
Мои сообщения
Авторизация / регистрация
вход через ВКонтакте
вход через Facebook
или
E-mail
Пароль
Забыли?
Запомнить меня
или
зарегистрироваться
Главная
Люди
Пещеры
Экспедиции
Клубы
События
Библиотека
Форум
Маршрут:
Вологодские мотивы
→ Альбом:
Вологодские мотивы
Церковь Спаса Всемилостивого
*
увеличить размер просмотра
скачать оригинал
Ссылка
Комментарии пользователей
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Люди на фото:
Храм Спаса Всемилостивого. Без сомнения, это один из красивейших храмов города. Если на доме Калинина мы видели деревянное кружево, то здесь —кружево каменное. На первый взгляд храм—типичное «узорочье» XVII века. Но только на первый... Давайте рассмотрим это чудо внимательнее, не жалея времени. Безусловна все элементы декоративного убранства принадлежат «узорочью» — стилю русского зодчества XVII века. Это кокошники, пучки колонок по углам, поребрик, бусины, перспективные порталы, наличники апсид—с двойными кокошниками, тягами-колонками; у наличников окон четверика — архивольты-валики с перехватами и килевидными завершениями и многое другое. Но вот окна четверика наводят уже на первые размышления —не делали в XVII веке таких больших окон! Поднимем взгляд выше: над карнизом идут в два яруса кокошники — приём традиционный, но что-то смущает, что-то не так. Действительно, вместо того чтобы повышаться «горкой», пирамидой, кокошники расположены в одной плоскости в шахматном порядке. А над кокошниками—ещё один карниз, на котором лежит кровля. Всё это совершенно выпадает из традиций русского классического зодчества XVII века. Выпадает, но ни в коей мере не портит здания—необычно сильно развитый и нетрадиционно решённый верх храма придает ему своеобразие (аналогов мы не знаем) и увеличивает высоту четверика почти вдвое. Все эти поиски нового, скованные ещё формальными приёмами, традициями «классического» русского зодчества подсказывают, что храм моложе, чем кажется поначалу. Действительно, время его постройки—1723 год, то есть т.e уже конец царствования Петра I. В столицах прекрасные традиции русских мастеров давно уже списаны в утиль, насаждается «европеизм», господствует стиль барокко, и только ещё в провинции—всё более редкие всплески русской школы зодчества. На четырёхскатной кровле —пять стройных барабанов с луковичными главами, очень красивых, устремлённых вверх очертаний. Их, в общем-то, скромный в противовес основному объёму декор включает традиционные для «узорочья» детали. Световой только центральный барабан, четыре боковых —глухие, ложные. И, наконец, взглянув ещё выше, полюбуемся прекрасными крестами храма, чудом уцелевшими и отреставрированными. Заметно оживляет здание двойной фриз из великолепных изразцов, выполненных в Ярославле, где традиции их изготовления были очень богатыми. Ещё один пример тесных связей Белозерска с Ростово-Ярославскими землями! В Ярославле же, уже и наше время были сделаны копии этих изразцов для замены утраченных и пострадавших. Лишь хорошо приглядевшись, по более яркому свежему оттенку можно отличить копии от подлинников. Мастера-керамисты поработали на совесть!
Теперь давайте осмотрим трёхапсидную алтарную часть. Я хочу обратить ваше внимание на одну деталь, характерную для Белозерья, с которой нам предстоит ещё встретиться и в городе, и в путешествиях по краю. Я имею ввиду покрытие алтаря, апсид.
С запада к четверику примыкает трапезная, в оформлении которой использованы уже описанные элементы. В свою очередь, к трапезной с запада примыкает шатровая колокольня. Шатёр поддерживают круглые столбы, образуя одновременно пролёты яруса звона. В основании шатра — пояс кокошников, сам же шатёр пронизан рядами декорированных отверстий —слухов. У них несколько назначений: первое —декоративное; втоpoe —достижение лучшей слышимости звона и третье, основное — конструктивное. Дело в том, что у больших колоколов настолько мощная звуковая волна, переходящая в инфразвук, что она может просто-напросто «разорвать» глухой шатёр. Слухи как раз и служили для выпуска этой волны и предохранения шатра от трещин. Шатёр колокольни увенчан маленькой очень трогательной главкой.
В реставрации и этого храма принимал участие московский отряд «РеставросЪ» — побелка, земляные работы. Впрочем, отреставрирован храм лишь снаружи, и дело здесь не в чьём-то нерадении.
Положение памятника очень серьёзное. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, понадобилось снять слой позднего грунта. И вот здесь-то проб
Следующее фото
63
из 167