Осенью 2009 года мы побывали на плато Чатыр-Даг. Целью выезда было познакомить ребят с вертикальными пещерами (а для некоторых это было первое знакомство с пещерами вообще.)

Погода нас не подвела. Первые дни было так тепло, что днем можно было ходить в футболках. Потом, правда, с туманами к нам пришло небольшое похолодание.

В состав нашей группы входило 12 человек (возраст кружковцев составлял от 12 до 15 лет).  Помимо «Спарты» первого и второго года обучения, с нами ездили Максим Семенов и Андрей Резниченко, благодаря помощи которых получилось все, что было задумано, а также киевоведы во главе с Наташей Князевой.

О программе нашего выезда: 25 октября мы забросились на плато. В этот день была небольшая прогулка по плато, а также навеска пещеры Трехэтажка.  26-го детская группа отправилась «штурмовать» свою первую вертикаль. Второй год обучения шел до дна, первый – до второго этажа. Утро 27-го началось с зарядки, завтрака, а также с учебного полигона «турник». (В этот и последующие дни выезда наши первогодники и Наташины киевоведы перед выходом в пещеры тренировались на веревках, навешенных на турнике). После обеда мы отправились в пещеры Холодная и Тысячиголовая. В Холодной провели посвящение в спелеологи. Оно в нашей группе проходит так: каждый, кто бывал в пещере, мажет лицо глиной тому, кто попал под землю впервые. С этой глиной посвященный в спелеологи должен дойти до лагеря.  28-го к нам поползли туманы. С утра они очень красиво весели рядом с плато, а к обеду гуляли по всему плато, да еще и с мелким дождем. В этот день мы ходили в Гугерджин. К нам присоединились  Саша Зверь из Ялты и его дочка. Второй год обучения спускался и поднимался из пещеры самостоятельно, первый – со страховкой. А тех, кто плохо лазил – спускали и поднимали при помощи полиспаста.  На «Точку» мы возвращались в тумане и под дождем. 29-го было ясно, но прохладно. В этот день мы ходили в экскурсионные пещеры – в Мраморную и Эмине-Баир-Хосар и в музей спелеологии. Ребята были просто поражены красотой Баира а также стали более трепетно относится к своему снаряжению, посмотрев на ретро спелеоснаряжение в музее. Все было хорошо в этот день, только вот завхоз случайно забыл выдать дежурным продукты. Зато мы очень быстро дошли назад на «Точку» – голод подталкивал ребят  в спины. Вечер, плавно переходящий в ночь был проведен за ночной зарядкой. Такое у нас правило – если ты не спишь после отбоя, да еще и мешаешь спать другим, то добро пожаловать со всей группой на ночную зарядку. 30-го в пещере Елочка состоялся зачетный штурм. Я  этот день провела в Елочке на полочке, проверяя правильность перестегивания участников штурма. Когда мы вернулись на "Точку", то встретили там недавно прибывших Костю и Катю (с которыми впоследствии Сема остался на плато еще на несколько дней). В этот вечер ударил мороз, а утром все плато было покрыто инеем. 31-го наш день отъезда. Если бы некоторые личности собирались быстрее, то мы бы еще заехали в Ялту посмотреть на море. А так они сами себя наказали.

Сброска. Мы едем в Симферополь. Пока, Чатыр-Даг, увидимся весной!

Сема11.03.10, 14:45
Какие выводы я зделал , для себя !!!
Не обходимо помнить о том, что спелеология это в первую очередь трудное и оспасное занятие ,которое не под силу многим .Но это не остонавлевает , а даже на оборот , манит и жавораживает своими глубокими колодцами и большими красивейшими залами в каторых сохранились величайшие ценности . Я имею веду сердце и душу нашей планеты "пещеры" которые зовут нас к себе .
Не стоит забыват, о безопасности .Пещеры бывают очей жестокими к тем кто безросуднно относиться к техники безопасности .
Например : от того как ты завизал или не завивизал узел ,тудали в щелкнул карабин, зависит не только твоя жизнь ,а также жизни твоих товарищей.
Что бы возбежать не придвиденной трагедии ,помни всегда отом, что за свои поступки ты должен отвечать сам .А за твои действия могут постродать другие.