Рекомендации для путешествующих в Абхазии в форме небольшого путеводителя.
Климат, население, местные обычаи, достопримечательности. Советы по проведению экспедиций, поездок и экскурсий
Роман Лейба, Евгений Снетков, 2009
Содержание
Климат
Животный и растительный мир
Население
Религиозные верования
Обычаи
Куда стоит поехать после экспедиции
Визы и оформлениеэкспедиции
Климат
Прибрежная полоса Абхазии находится в зоне субтропиков, летом на побережье умеренно жарко и влажно. Обильные осадки, а их более 1500 мм/год на побережье и более 3000 мм/год в горах, выпадают проливными дождями и даже ливнями. Такие ливни вызывают в пещерах катастрофические паводки. Погода может измениться очень быстро – за несколько часов. Поэтому, отправляясь в пещеру летом надо всегда иметь людей на поверхности, которые будут следить за погодой и смогут оперативно связаться с подземной группой.
Животный и растительный мир
Из крупных хищников здесь водятся волки, медведи, рысь и очень редко встречается в высокогорье леопард. Случаев нападения на людей не отмечено. Опасность в летнее время может представлять ядовитая кавказская гадюка. Определенную опасность могут представлять земляные осы укусы которых весьма болезненны – при многочисленных укусах могут вызвать анафилактический шок или аллергический отек.
Растительность в нижней части гор - субтропическая, с большим количеством лиан и плетей ежевики, затрудняющая передвижение. В лесах – большое количество грибов, почти все съедобны. Из ягод – ежевика, земляника и очень похожая на нее дюшесная индийская ( совершенно безвкусная ) из плодовых - алыча, дикая яблоня и груша, кизил. Осенью в лесах среднейовита зоны много съедобного каштана
Национальный состав и вероисповедание
Абхазцы (абхазы) – титульный этнос Республики Абхазия. Исповедуют православное христианство, незначительная часть исповедует ислам. Но у них существует много обрядов, пришедших из традиционной религии абхазов (древняя монотеистическая религия), которая в форме системы воззрений и философских представлений называется апсуара (буквально – абхазство). Абхазия страна конфессионального мира и религиозной терпимости – на религиозной почве в стране не бывает конфликтов. Помимо многочисленных православных церквей в стране есть действующая мечеть, синагога, лютеранская церковь и костел.
Армяне – проживают в основном в западной и центральной части Абхазии от р.Псоу до с Атара (правобережье р. Кодор). Армяне православные..
Русские – проживают в основном в городах – Гагра, Пицунда, Гудауты, Сухуми.
Греки – в основном в Пицунде. Тоже православные.
По роду деятельности и бытовым условиям можно выделить три группы населения:
1.Городское население и люди, проживающие в курортной зоне;
2. Люди, проживающие в селах и деревнях;
3. Пастухи и охотники.
Эти группы отличаются по менталитету, образу жизни и отношению к «чужакам».
На побережье, где много приезжих, и где туризм является одной из главных статей дохода, люди больше нацелены на оказание услуг и на получение денег за оказанные (или не оказанные) услуги.
В деревнях «экономический» интерес практически отсутствует. Людей больше интересует общение со спелеологами, кто, откуда, с какой целью. За первыми вопросами следует приглашение в дом, и здесь надо быть предельно осторожным. Такие беседы не ведутся без стаканчика душистой изабеллы, и дальнейший график заброски может быть существенно нарушен . При первом знакомстве лучше держаться общих тем – о погоде, о политике, о добрососедских отношениях между Абхазией и Россией. Часто можно столкнуться с непониманием мотивации занятия спелеологией. Заранее продуманный ответ, типа: « ищем воду и изучаем ее течение под землей» прибавляет уважение к спелеологам, как к к людям, занимающимся полезным делом.
В горах, там, где нет постоянного жилья, отношение между пастухами, охотниками и туристами могут оказаться непростыми. Может возникнуть неожиданный для вас экономический интерес к вашему снаряжению. Молодые люди могут ошибочно принять вас и ваше имущество за военную или охотничью добычу. И попытаться украсть или даже завладеть силой (оружия).
Повышенный интерес может проявится и к девушкам, входящих в составе экспедиции. Кавказская традиция требует, чтоб у каждой женщины был защитник- отец, брат, муж. Девушка, путешествующая без спутника, в глазах горцев становится авантюристкой, ищущей определенных приключений.
***
Религиозные верования абхазов
Христианство проникает к абхазам уже в I в. и полностью утверждается в качестве официальной религией благодаря Византии в IV в, а ислам суннитского толка распространяется с XV—XVI вв. из Турции, но обе мировые религии не смогли вытеснить традиционное верование, присущие родовому строю, сохранявшиеся и в последующие периоды, разлившиеся в довольно сложную систему религиозных представлений, называемых апсуара. Кроме того, абхазам принадлежит один из древнейших эпосов Нартский эпос – о великих войнах прародителях абхазов и всех адыгов. На Кавказе помимо абхазов и адыгов нартский эпос также является эпосом и осетин.
Наиболее древний пласт религиозной культуры местного населения дошедший до наших дней представляет весьма большой интерес в силу своей экзотичности и оригинальности.
Можно выделить божества охоты, домашнего очага и божества гор.
Божества лесов и дичи
Айргь и Ажвейпшаа. Им поручено стеречь дичь. Живя в лесах, они ведут обыкновенную семейную жизнь. У Ажвейпшаа есть вечно юные дочери, которые доят оленей и лосей. Они иногда вступают в любовные связи с охотниками, лишая их тем самым права женитьбы. Без милости Айргь и Ажвейпшаа ни один человек не может убить зверя, причем они допускают убиение только тех зверей из своего стада, которых сами уже съели и вновь оживили.
Божества эти, и только они, заранее предопределяют количество дичи, которое охотник может убить за свою жизнь. Поэтому охотники старались задобрить их. Главным способом умилостивления было жертвоприношение.
По поверью, в ущелье р. Гумиста, на священной отвесной скале Анантвара, что переводится как «Место пребывания богини Ананы», восседала покровительница пчел и охоты Анана-Гунда. По словам некоторых, она одновременно считалась покровительницей женщин и брачных союзов, содействовавшей размножению народа.
Божества домашнего хозяйства.
Айтар. Одним из глубоко почитавшихся абхазами божеств являлся Айтар (Айтыр) —«создатель домашних животных», великий бог обновления природы, размножения и скотоводства. Иногда оно выступает в качестве женского божества — покровительницы домашнего скота и хозяйства.
Джаджа. Из земледельческих божеств наибольшей известностью пользовалась богиня плодородия Джаджа - покровительница засеянных полей и всей растительности, которую представляли дородной коренастой женщиной низкого роста и плотного сложения. Верили, что она часто, расхаживает по кукурузным полям, повторяя: «В локоть, пядень и пять пальцев!». В тех же местах, где ей не делали жертвоприношений, она, наоборот, обходила поля, говоря: «С пальчик! С пальчик!». Полагали, что если она произнесла одно из этих выражений, то и урожай получится обязательно в соответствующую меру.
Мать вод. Водной стихией ведала богиня под именем «Матери и владычицы вод» (Дзызлан). Ее абхазы представляли обитающей в неприступном чистом озере, роднике или глубине пещер (например, Гупской). Считалось, что она управляет обворожительными водяными красавицами с голубыми глазами и с длинными распущенными волосами, которые живут в стеклянных дворцах. Ноги их ступнями обращены назад, а пятками вперед, вследствие чего при борьбе с ними невозможно повалить их назад. Они по ночам выходят на землю, заманивают к себе мужчин и требуют от них любви, обещая за это все земные блага. В случае несогласия мужчина должен вступить в борьбу, и если она повалит его, то он обязан жить с нею 10 лет. При этом человек на несколько дней пропадает, и если показывается среди людей, то уже полусумасшедшим. Если же встречный женщину поборет, она дает ему обещание не трогать его родных. Если удается в борьбе с нею вырвать из ее головы хотя бы несколько волос, то она становится обезвреженной и даже поступает к нему в услужение. В противном случае ожидает смерть того, кто пренебрег любовью красавицы. Дзызлан обладала способностью портить людей, причем «вернуть» к нормальной жизни мужчину, на которого «Мать вод» навела порчу, могла только «чистая женщина» путем умилостивления коварной владычицы водной стихии.
Духи гор. Абхазы почитали также духов покровителей гор и верили, что от этих божеств зависят безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и всякого путника в горах. Местом обитания их являлись некоторые высокие труднодоступные горные вершины. Каждый путешественник, проходя мимо этих священных мест, должен был почтить их и пожертвовать им какую-нибудь вещь от себя. Путешественник и этнограф позапрошлого века Торнау пишет, что он сам видел у перевала непокрытую снегом скалу, посвященную покровителю гор. К ее вершине, составлявшей около трех квадратных саженей, вели ступени, высеченные в граните. Посредине площадки находилось круглое углубление в виде котла. Абхазы-проводники поднялись на нее, и не только каждый из них положил в углубление ножик, огниво или пулю, но и его самого — образованного офицера заставили принести в жертву несколько мелких монет для того, чтобы умилостивить горный дух. От этих пожертвований углубление было наполнено до половины древними монетами, железками от стрел, съеденными ржавчиной кинжалами, пистолетными стволами, пулями и даже женскими застежками и кольцами. «Ни один горец, — утверждал Торнау,—не переходит в этом месте через перевал, не пожертвовав чем-нибудь, и можно быть уверенным, что ничья рука не осмелится коснуться того, что ему принадлежит».
Такое святилище имеется на горе Напра, на Бзыбском хребте. Здесь же на хребте можно видеть круги из камней – Ацхн-Гора(Ацхнгуары). По легенде это древние жилища карликового народа – ацанов, живших в древности в горах Абхазии (интересно сравнить с гномами Альп). Происхождение и назначение этих сооружений восходит к периоду Абхазского царства – V-Xвв. Они имели хозяйственное (загоны для скота и укрытия для пастухов и войнов) и отчасти культовое назначение
Святилища. Во многих общинах имелись священные места и святилища — Елыр-ныха в Илорской общине, Лашкендар в Ткварчели, Киачных в Джгерда, Инал-куба и Псху-ныха в урочище Псху, Лапыр-ных в Блабырхве, Чыгурных в Джирхва и на р. Чугур, в 15 км западнее Гагра, где росло вековое дубовое дерево, Аац-ных в сел. Аацы, Лых-ных в Лыхны, Эшерныха в с. Эшера (пос. Варданиху) и т. д. В большинстве этих мест (Илори, Лыхны, Пицунда, Дыдрыпш, Лаш-кендар и др.) имеются и поныне уцелевшие христианские храмы или их развалины. Такое сочетание свидетельствует, несомненно, о том, что еще в дохристианский период эти места служили центрами языческих религиозных празднеств и молений, а впоследствии, в этих издревле почитаемых населением местах воздвигали христианские церкви.
Недостатка в богах абхазы не испытывали, их было, может быть, даже больше, чем самих абхазов. Каких только богов, богинь, духов, покровителей не придумывали себе люди. Для любых сторон жизни и деятельности человека, природы и общества были созданы свои особые сверхъестественные покровители. Существовала, например, богиня, занимавшаяся только тем, что нагоняла на людей непробудный, мертвящий сон (Цаблакы). Более того, у каждого дома и у каждого человека были свои «личные доли божества». Были и родовые, фамильные, общинные, племенные и, наконец, общенародные (Анцэа), выходившие даже за узко национально-абхазские рамки.
У каждого абхаза в сельском доме есть семейный алтарь - «Кузня», куда вход иноверцам строго запрещен…Характерной особенностью страны являются семейные кладбища, расположенные на территории усадьбы и оформленные оградами, а порой и беседками. Культ покойных предков и их прах священен для абхазов.
Несмотря на такое количество божеств, большой религиозностью абхазы не отличаются, а точнее свою религиозность напоказ не выставляют. В любом случае тему религии лучше глубоко не обсуждать…
***
Обычаи
Один из главных законов жизни на Кавказе это закон Гостеприимства -. Согласно вековым народным понятиям, гостеприимство — священный закон, обязательный для всех. Нарушители его подвергались строгому общественному осуждению. Человек мог обладать всякими добродетелями, но достаточно было ему не быть хлебосольным и гостеприимным, чтобы навсегда остаться морально осужденным в своем обществе.
Обряд гостеприимства происходит следующим образом: Гость или проходящий мимо путник словами: «Добрый день» (Мшыбзиа!) первым приветствует хозяев. «Добро тебя видеть, добро пожаловать»-(Бзиа убейт, бзиала уаабеит!), — отвечает старший в доме , а за ним и другие.
При появлении гостя абхазы встают и выходят к нему навстречу. Введя в дом, гостя усаживают на почетном месте, а сами, в том числе и глава семьи, не сразу сядут при нем. Это стояние перед гостем считается признаком уважения к нему. Не встать, когда человек заходит, значит проявить к нему неуважение и даже оскорбить его (здороваться и подавать руку сидя, также является проявление неуважения).
Главным и центральным элементом обряда гостеприимства является угощение, «хлеб-соль». Это составляло первейшую и основную обязанность хозяев по отношению ко всякому гостю.
Блюда абхазского стола — мамалыга, вино, аджика, акуд (острая густая фасолевый соус, асыдзбал (острая кислая полива к мясным блюдам) и мясо. Подается также горный сыр-сулугуни и свежеесваренная горячая мамалыга- блюдо из круто сваренной кукурузной муки. Всё это сервируется острыми алычевым и ореховым соусами (асыдзбал) и зеленью. В зависимости от местности и времени года может также присутствовать форель или перепелки. На стол подается самое лучшее, что есть в доме, специально припасенное для гостей, и что в повседневной жизни абхазы редко могут себе позволить.
За столом, как правило, сидят одни мужчины, но европейские девушки тоже имеют статус гостя. Чтоб не диссонировать с абхазской культурной традицией, девушкам следует вести себя более сдержанно, чем они привыкли у себя дома, обращаться с вопросами к хозяевам через руководителя группы. Абхазские женщины тоже не изолированны от общения с гостями. Если поднимается тост за хозяйку или мать хозяина она обязательно отвечает с достоинством, выпьет, присядет за стол, принимая участие в общей беседе, но сама ничего не кушая.
Красноречивые длинные тосты в честь гостей и хозяев следуют один за другим. Тосты- это часть культурной и фольклорной традиции. В тостах высказываются философские, моральные, политические воззрения. Тост длится 5-7 минут. Если тост поднимается за кого-нибудь из присутствующих, упоминаются его добрые дела, его родственники и дети, его положительные черты характера и пр. Тот, за кого поднимается тост, должен внимательно выслушать, поблагодарить говорящего, похвалить его и его семью, дом, Абхазию, и только после этого выпить свою рюмку. В конце застолья гость должен обязательно поднять тост за гостеприимный кров, за хозяина и его семью. Это служит как бы сигналом к завершению празднества. По абхазской традиции завершить застолье может только гость – хозяину по этикету не положено торопить гостя или намекать на завершение застолья.
Большое количество пространных тостов спасает от чрезмерного возлияния. Как правило, на стол подается вино из красного винограда сорта изабелла, которое имеет очень яркий земляничный насыщенный вкус и аромат, но чрезмерное употребление красного вина с непривычки человеку могут испортить последующее утро. Самое лучшее вино - на побережье. Чем выше в горы - тем холоднее, тем меньше в винограде сахара и местным жителям приходится для лучшего брожения добавлять обыкновенный сахар. Из крепких напитков (50-70°) вам предложат чачу – самогон из фруктов или виноградных отжимок. Качество его зависит от мастерства хозяина.
Угощение у абхазов начинается и кончается с обязательного омовения рук. Раньше это был целый обряд, с четкой регламентацией, кто кому должен лить из кувшина. Теперь все упростилось и свелось к обычному предложению помыть руки после дороги в рукомойнике.
Гость не может предложить деньги или какую-нибудь другую плату за прием или услуги, так как это значило бы обидеть хозяина. Но очень хорошо, если у вас для хозяина будут подарки. (Фонарик, красивая фляжка для вина, веревка, пакет хорошего кофе, игрушки для детей, и др. вещи, нужные в горах или быту. Позаботьтесь о подарках заранее и просто вставьте их в раскладку)
Жизнь и достоинство гостя защищались и оберегались не только семьей хозяина, но и родом последнего и даже всей его общиной, которая также в известной мере отвечала за гостя. Поэтому очень важно, проходя мимо деревни зайти к старшему, выказать ему свое уважение, рассказать кто такие, с какой целью направляемся в горы. Не лишне также показать документы, разрешение на посещение карстового района, может даже попросить подписаться под разрешением. Тем самым вы автоматически попадает под опеку всей общины.
Во время застолья к хозяину могут приходить соседи. Знакомьтесь со всеми, в специальный блокнотик записывайте имена, фамилии, телефоны. Это может пригодиться. Побольше фотографируйте, обещайте( и не забудьте) в следующей экспедиции привести фотографии.
Находясь в горах в базовом лагере, спелеологи становятся как бы хозяевами этого дома, и местные пастухи и охотники ожидают, что к ним будут относиться как к гостям. Обязательно надо встать, встретить, предложить чаю с сыром и плюшками, извиниться, что в связи с занятостью не можем оказать соответствующий уважению прием. Очень полезно выбрать «зам.начальника по общению», желательно самого старшего по возрасту.
При приходе гостей девушкам надо стараться держаться как можно скромней. Прикрыть наиболее открытые части тела, заняться домашней работой. Неосторожный прямой взгляд может истолковываться как призыв к дальнейшему общению. Обычно предлагают покататься на лошади или пострелять из автомата. Лучше отказаться, но уж если очень хочется, то надо сначала спросить разрешение у того, кого вы выбрали на роль мужа, брата, защитника и следить чтобы он всегда был рядом. Если ситуация начинает выходить из под контроля, то самое правильное, намазаться зеленкой и объявить, что это какая-то непонятная кожная болезнь и стараться проводить время в палатке.
К сожалению, не все, кто приходит в гости в горах, имеют открытые намерения. В разговоре надо спросить, кто, из какой деревни, сфотографироваться на память. Невзначай упомянуть, что зарегистрированы в органах милиции и там оставили список всех ценных вещей с заводскими номерами. Совместное винопитие не устраивать ни в коем случае, сославшись на спортивный характер экспедиции, тем более что напитки, которые вам предложат могут оказаться не лучшего качества. Лучше всего, если в вашей экспедиции будет постоянно находится человек из ближайшего села. О присутствии такого охранника можно договориться с уважаемыми в селе людьми. Если лагерь базируется около населенного пункта, то это может быть оперуполномоченный, командированный начальником РОВД, при вашем на то обращении. В горах – сын хозяина, у которого вы останавливались. Молодые люди с удовольствием берутся за такую работу, которая им сулит интересное общение и дополнительный заработок, пусть небольшой, но очень нужный в абхазской деревне, где мало возможности заработать живые деньги.
Такой представитель поможет объяснить гостям, что вы очень заняты, обеспечит сохранность базового лагеря, когда все уйдут под землю и пр. Ему надо обеспечить палатку, кормежку и денежное довольствие в размере 200р/день + 200- высокогорных.
***
Куда стоит поехать после экспедиции
Гагры- город курорт союзного значения. Цены на мировом уровне. Можно походить по пляжам и понять, что это не ваш праздник.
Голубое озеро-13км Рицанского шоссе ,карстовое озеро, разгрузка то ли Арабики, толи западной оконечности Бзыбского хребта. Место популярное у отдыхающих
Озеро Рица
Источник Мчишта . Карстовый источник-крупнейший на Кавказе(8-20 м3/сек). Пройти можно через территорию Форельного хозяйства. Проход и экскурсия по хозяйству-платная. (Но для спелеологов-исключение). В скале над источником-Скальный Замок, который с 12 века служил временным убежищем для абхазской знати, во время пиратских набегов. Подъем в замок требует веревочной техники.
Новый Афон. Небольшой курортный городок. , с древней историей. Первая на Кавказе ГЭС(1913г)
Конечно же, знаменитая Ново-Афонская пещера. В летнее время туда попасть очень сложно из-за большого количества плановых экскурсий. Да и недешево. Можно пойти к директору, знаменитому абхазскому спелеологу Гиви Смыру, показать ему документы, рассказать какую работу вы проводите в Абхазии, и почти наверняка вас пустят без очереди и скорее всего бесплатно.
Анакопийская цитадель находится на Иверской горе. Туда ведет грунтовая дорога. Построена греками в 3 веке ….
Ново-Афонский монастырь- построен в начале 20 века на деньги царской семьи. Помпезное здание, находящиеся в плачевном состоянии. Проводятся службы.
Могила сподвижника Андрея Первозванного Симона Канонита, который миссионерствовал здесь в I в. н.э. и в 55 г. принял мученическую смерть на берегу р. Псырсхва
Могила поэта Александра Бардодыма - основоположника ордена куртуазных маньеристов, убитого в сентябре 1992. На территории пансионата.
Хачипурная на набережной- здесь на огне готовят хачапури-лодочки. Достаточно демократично.
Горячие сероводородные источники – в 5 км от Нового Афона, село Приморское. Сделаны ванны, душевые. Сеанс – 100р, для спелеологов -50р.
Сухуми- столица Абхазии. Красивый город, наполовину разрушенный войной. Много живописных руин.
Сухумский ботанический парк при Инстит Адрес: ул. Д. Гулиа, 22. Тел. : 2-44-58. Время работы: с 9.00 до 15.00 ежедневно.
Украшение столицы - Ботанический сад, один из самых знаменитых на Кавказе. Его история насчитывает более 160 лет. Демонстрационная часть сада (площадью 5 га) расположена в центре города. Сейчас здесь собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всей планеты. Экскурсионный маршрут по Ботаническому саду очень популярен у гостей курорта. Одна из его главных достопримечательностей - 250-летняя кавказская липа, которая росла здесь еще до основания сада. В 1972 г. саду присвоен статус научно-исследовательского института.
Как правило закрыт, но сторож за небольшое вознаграждение пропустит вас на территорию. Здесь собраны образцы Кавказской и субтропической флоры, многие растения снабжены пояснительными надписями.
Сухумский обезьянник при институте медицинских проблем. Создан в 30х годах прошлого века как лаборатория для секретных генетических опытах по скрещиванию человека и обезьяны. Позже был преобразован в институт патологии человека, который работает и сейчас и изучает развитие человеческих болезней на мартышках, гамадрилах и резусах.
Вход в обезьянник платный, в светлое время суток.
Краеведческий музей – находится рядом с ботаническим садом. Здесь…
Сухумский порт- вполне современный терминал, много увеселительных и злачных мест.
Отдыхая после экспедиции на побережье не увлекайтесь вином, так как это может привести к конфликтам с местной молодежью. Также старайтесь не оставлять свои вещи, а главное документы без присмотра. Потеря паспорта чревата большой бюрократической волокитой при переходе границы.
Визы и оформление
Для совершения путешествия по Абхазии российским, украинским и молдавским спелеологам виз не требуется. Всем остальным нужно получить визу по прибытию в Абхазию, в Сухуми. Если вы планируете посещение пещер или карстовых массивов, вы должны оформить заявку в министерстве по туризму и заплатить организационный сбор в размере 600р с группы. Исключения оплаты сделаны для исследовательских групп, которые результаты своей работы представляют правительству Абхазии. Сбором информации о пещерах занимается комитет по экологии РА. Туда и надо направлять отчеты о предыдущих экспедициях romandbar@mail.ru , .
Адреса: Комитет по туризму…abchecokarst@mail.ru…., официальное контактное лицо Кристина Лакоба +99544-217805
дружественное контактное лицо -Стас Коцба +7 940 99 11596
st88as@yandex.ru .
Сухумский спелеоклуб
st8as@yandex.ru
Комитет по экологии romandbar@mail.ru
По пересечении границы очень полезно зайти в РОВД и поставить на учет экспедицию. Это резко повысит заинтересованность местных властей в вашей безопасности.
Адреса:
Сухуми….
Новый Афон
Гудауты…
Гагры
Цандрипш…
Как попасть в Абхазию:
Железной дорогой- Москва-Адлер-Веселое-Сухуми- через день. Таможеный и пограничный контроль проводят в вагоне. Интересуются аптечкой (на предмет сильно-действующих и наркотических средств) и ВВ.
От ж.д. вокзала Адлера на маршрутке до пограничного села Псоу. Далее можно нанять тачку (100-200р), которая перевезет ваш груз через границу. Груз досматривается через ультразвуковой аппарат. Будьке готовы к тому, что вам предложат распаковать рюкзаки. На территории Абхазии – маршрутные такси, автобусы, такси.
На своей машине – через погран-переход Псоу. Самый медленный способ, так как почти всегда есть очередь 2-12 часов. Также почти всегда приходится показывать снаряжение для визуального осмотра.
Передвигаться по Абхазии лучше на своей машине или арендованных автобусах. Рейсовые автобусы с утра идут от Сухума до Псоу, после обеда от Псоу до Сухума. С наступлением темноты движение прекращается.
Телефоны государственных служб:
Должность
|
телефон
|
г. Сухум (Код 8-10-995-44)
|
Президент
|
26-46-35
|
Государственная служба охраны
|
26-29-20; 26-71-37
|
Премьер-министр
|
26-46-32; 26-70-80
|
приемная
|
26-12-22
|
МИД
|
министр
|
26-88-87
|
консульская служба
|
26-39-48
|
МВД
|
министр
|
26-40-40
|
управление уголовного розыска
|
26-45-75
|
оперативный дежурный
|
26-41-41
|
оперативный дежурный службы госбезопасности
|
26-48-93
|
оперативный дежурный ГАИ
|
26-13-50
|
Минздрав
|
|
министр
|
26-10-77
|
Госкомитет по курортам и туризму
|
председатель
|
26-37-90
|
заместитель
|
26-77-11
|
КСС
|
26-19-39
|
Государственная экологическая служба
|
начальник
|
26-39-28
|
заместитель
|
26-69-54
|
Глава администрации г. Сухум
|
26-97-78
|
Начальник УВД г. Сухум
|
26-44-53
|
Оперативный дежурный УВД г. Сухум
|
26-48-84
|
Начальник РОВД Сухумского района
|
26-65-73
|
Г. Гудаута (код 8-10-995-4445)
|
Глава администрации г. Гудаута
|
44-61; 44-96
|
РОВД г. Гудаута
|
43-43
|
Г.Гагра (код 8-10-995-443)
|
Глава администрации г. Гагра
|
4-04-36; 4-10-52
|
Начальник РОВД г. Гагра
|
4-13-55
|
Начальник РОВД п. Цандрипш (Гантиади)
|
4-41-43
|